Волос головы не упадет без воли. Толкования на Мф. Хирургическое восстановление волос на голове

Духовник . Что же смущает тебя в вопросе о Промысле?

Неизвестный . Невозможность примирить понятие свободы воли с церковным учением о воле Божественной.

Духовник . Скажи подробнее, что именно кажется тебе непримиримым.

Неизвестный . Вот слушай. Понятие свободы воли, может быть, и непостижимо для разума, и, возможно, что ты прав, проводя в этом отношении параллель между «свободой» и «бесконечностью». Пусть непостижимость бесконечности подобна непостижимости свободы, которая с формальной стороны является как бы «бесконечностью» в волевой сфере. Но как бы то ни было, мы постигаем в понятии свободы воли момент «беспричинности», хотя и не можем его себе представить. для нашего сознания – это во всяком случае возможность независимого ни от каких внешних причин самостоятельного действия. Называя поступок «свободным», мы хотим обозначить этим, что он совершен не по необходимости, а по личному волеизъявлению человека. И потому нравственная ответственность, как ты не раз говорил, всегда предполагает свободную волю. А так как человек ответственен за всю свою жизнь, то тем самым предполагается, что и вся его жизнь состоит из ряда свободных, никакими внешними причинами не обусловленных поступков.

И вот я открываю Евангелие и читаю: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (). Эта мысль о всецелой зависимости человеческой жизни от воли Божией в совершенной полноте выражена в 6-й главе того же Евангелия. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ().

Разве такое отношение к жизни совместимо с признанием человеческой свободы? Если ни одна птица не упадет без воли Отца, если ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией, если человек совершенно бессилен сам своей волей изменить свою жизнь, не может «прибавить в себе росту хотя бы на один локоть», если человек сам по своей воле и не должен ни о чем заботиться, так как Отец Небесный знает, кто в чем имеет нужду, то спрашивается, где же проявляется свободная воля человеческая? Наша жизнь вся зависит от Бога. Все в ней совершается по Его воле. Церковь именует это Промыслом Божиим, но Промысел не совместим со свободой. Признать его – это значит неизбежно прийти к учению о предопределении. Если каждое движение жизни делается по воле Отца, то Его воля и решает все. Если предрешено Его волей, то твоя воля – ничто. Но если признание Промысла исключает возможность свободной воли, то, с другой стороны, признание воли исключает возможность Промысла. Я приведу тебе такой пример: разбойник напал на мой дом. Ограбил, изувечил, надругался над моими близкими. Я верю в Промысел Божий. Все от Бога. Господь знает, в чем каждый имеет нужду. Значит, и разбойник от Бога? Но ведь разбойник имел свою свободную волю. Почему же он на меня напал? Потому, что таково было его свободное волеизъявление, или потому, что такова была воля Божия? Если потому, что была воля Божия, то где же свободная воля разбойника? Если потому, что захотел сам, то при чем тут воля Божия? Ясно, что признание свободной воли разбойника совершенно исключает участие воли Божией в этом злодеянии, а, значит, и промыслительный его смысл.

Вот те сомнения, которые явились у меня по поводу всего сказанного тобою о таинствах, нравственном совершенстве и монашеских подвигах. Своими силами я не мог разрешить этих сомнений.

Духовник . Да, твой вопрос действительно нуждается в разъяснении. Он сложен по двум причинам. Во-первых, потому, что затрагивает целый ряд побочных вопросов, и во-вторых, потому, что Церковное учение о Промысле часто принимается совершенно искаженно.

Неизвестный . Вот я и прошу тебя разъяснить мне все это.

Духовник . Постараюсь. Нам придется вновь и более подробно говорить о свободе. Ты знаешь уже, что, по Церковному учению, человеку, созданному по образу и подобию Божию, дарована свободная воля. Он – не только частица вещества, организованная в живое существо и подчиненная, как все в вещественном мире, закону причинности. Он – носитель того таинственного и непостижимого начала свободы, которая делает его волю первопричиною тех или иных действий, ничем иным, кроме этой свободной воли не обусловленных. Поступки человека не механические явления физического мира. Они не есть автоматические следствия какой-то причины, вне воли заключенной, и не являются простым следствием физико-химических процессов в самом человеке, они определяются его собственной волей, ибо воля его, как начало свободное, является в причинном ряде явлений причиной в себе. Сам человек определяет тот или иной ряд явлений и несет нравственную ответственность за свои поступки, потому что поступить так или иначе, хорошо или плохо зависит от его собственной воли, он всегда выбирает сам. И не по формальному своему определению, а по существу, свобода – это одно из свойств души человеческой, которая, являясь единой по существу, как подобие существа Божия, имеет и подобие ипостасей, в существе своем оставаясь единой и неделимой.

Неизвестный . Я очень хорошо понимаю все, что ты говорил о свободе человеческой воли, вот потому-то я прошу разъяснить, как это учение о свободе можно примирить с учением о воле Божией.

Духовник . Подожди. Я предупредил тебя, что здесь необходимо коснуться многих побочных вопросов. Первородный был свободным актом человека. Он сам выбрал свой путь, не совпадающий с волей Божией, и, нарушив данную Богом заповедь, встал на путь своего волевого самоутверждения. Этот акт, свободный сам по себе, привел человека к рабству и по последствиям своим был потерей дарованной ему свободы. Дело искупления было делом освобождения – не потому, что упразднялся грех, а потому, что уничтожалась власть этого греха в мире. Ибо через жизнь в Боге каждый воссоединялся с Богом, по слову Апостола: «...соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (). Первородный грех искуплен, и возможность соединения с Богом восстановлена. А тем самым восстановлена и свобода. Вот почему в слове Божием говорится: «...стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (). «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ().

Неизвестный . Эта свобода не есть реальность, данная каждому, а лишь возможность?

Духовник . Нет, эта свобода дана всему миру как реальность, но человек как совершил свободно первородный грех и тем отказался от своей свободы, так же свободно отказывается и теперь или не отказывается от той свободы, которая дарована ему искуплением.

Неизвестный . Что же ты разумеешь под отказом от свободы?

Духовник . Отказ от веры в Христа Воскресшего, ибо только через веру освобожденный человек остается освобожденным, а не отдает себя вновь в рабство греха и смерти. Для решения поставленного тобою вопроса о взаимоотношении свободы воли человека с Божественной волей весьма важно уяснить себе следующую мысль. Неверие и проистекающее отсюда состояние души человека есть отказ от свободы и признание внутреннего рабства. Этим отказом человек, по внешности оставаясь человеком, ставит себя в общий ряд с бытием животных, но как более совершенный вид этого ряда. Он не делается «вещью», но отказывается от высшего достоинства свободного человека. Апостол говорит верным: «Грех не должен над вами господствовать» ().

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ().

Это состояние рабства греху Апостол Петр изобразил следующими словами: «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (). «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (). «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» ().

И напротив: «...кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» ().

Вот что надлежит держать в своей памяти при рассмотрении вопроса о свободе человеческой воли и воли Божественной.

Неизвестный . Я все еще не могу понять, какое отношение все эти предварительные рассуждения имеют к самому вопросу?

Духовник . Подожди. Ты сейчас поймешь это. Вот ты привел слова Спасителя из 6-й главы Евангелия от Матфея: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (). Но закончил их только стихом 32-м: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». А дальше? Почему ты на этом остановился? Ведь слова, приведенные тобой, совершенно неотделимы от следующего 33-го стиха: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Как часто люди ропщут, что не исполняется обетование Спасителя – все, что ни попросите во имя Мое, дастся вам. Помня лишь одну часть обетования: «все, что ни попросите, дастся вам», забывая условие этого исполнения «во имя Мое». Апостол говорит таким людям: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ().

Так же и в вопросе о воле Божией в нашей жизни и о промыслительном о нас попечении. Для того, чтобы воля Божия во всей полноте содержала жизнь нашу, надо искать Царства Божия и правды его – и тогда все остальное приложится.

Если перенести этот вопрос в сферу формально-логическую, можно сказать, что поскольку человек сохраняет свою свободу и не поддается игу рабства – его воля совпадает с требованием воли Божией.

Неизвестный . Но ведь жизнь слагается из действий не только моей воли. Допустим, моя воля будет свободной и совпадет с волей Божией, а как же воля разбойника? Ведь она тоже определяет мою жизнь. Как же быть с его злой волей, как понять ее действие на мою жизнь? Как ее примирить с Промыслом?

Духовник . Да. То, что сказано мною, этого вопроса не разрешает. Пока мы говорили только о том, ограничивает ли Божественная воля волю человеческую и тем делает ли ее «несвободною»? И на вопрос этот ответим: нет, не ограничивает – истинное состояние свободы есть исполнение воли Божией по свободному произволению человека – такой свободный, то есть в Боге живущий, человек прежде всего ищет Царствия Божия, и тогда все остальное ему дается.

Теперь будем говорить о воле Божией в физическом мире и о Божественном Промысле в отношении всей жизни вообще, памятуя все время о том, что раскрыто нам в слове Божием о свободе.

Ты привел слова Спасителя: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (). Что значат эти слова? В чем выражается воля Божия в физическом мире? В отношении мира физического участие во всем Божественной воли надо понимать в том смысле, что сами законы, по которым протекает эта жизнь, являются выражением воли Божественной, и их неизменность и продолжающееся действие возможны только потому, что Господь повелевает этому быть, то есть содержит все это в своей воле.

Божественная воля дала вселенной неизменный строй. Душа человеческая, имея в себе Богоподобное начало свободы, живет по иным законам. Однако и она, через эту вещественную основу своего земного бытия, составляет некоторую частицу вещественного мира. Поэтому физическая жизнь может оказывать то или иное действие и на наш душевный строй, и потому Божественная воля может содействовать нашему спасению через так называемые «механические законы природы». Господь направляет их в соответствии с высшими целями нашей духовной жизни. И то, что в отношении естественно-природного бытия является Божественной волей в форме неизменных законов, определяющих жизнь вселенной, то в отношении жизни человека становится Божественным Промыслом.

Неизвестный . Ты говоришь, что Божественная воля может содействовать нашему спасению через механические законы природы, что ты под этим разумеешь?

Духовник . Во-первых, совокупность тех восприятии, которые зависят от пяти внешних наших чувств. Во-вторых, непосредственное действие на нашу физическую природу, как, например, физические болезни или органические недостатки, и, в-третьих, знамения и чудеса, поскольку они облекаются в форму физическую.

Неизвестный . Понятие чуда ты ставишь в связь с учением о Промысле Божием.

Духовник . Разумеется.

Неизвестный . Разъясни мне это.

Духовник . Чудо не есть нарушение «законов природы» как некоторых сил, чуждых силе Божественной. Это есть действие той же Божественной воли, но не в форме известных нам, постоянно действующих законов природы, а в форме отдельного акта непосредственно, лишь в данный момент действующей силы Божией. В чуде приостанавливается волеизъявление Божие, по которому живет материальный мир всегда, и Господь особым актом определяет то или иное явление. Этот особый акт всегда совершается Богом в целях промыслительных. «...Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...» (). Ибо всеведущий Господь знает бесполезность чуда для рода лукавого и прелюбодейного. Таким образом, наша вера в возможность чуда основана на нашей вере во всемогущую силу Божию, наш разум утверждает эту веру, видя в физических законах действие воли Божественной, а в чуде -особый акт той же Божественной воли, и наше чувство находит полное удовлетворение в промыслительном значении всякого чуда.

Неизвестный . Теперь я понимаю это.

Духовник . Перейдем теперь к вопросу о свободе человеческой воли и Промыслу Божию.

Опять я должен начать с того, что тебе известно. Господь дал человеку свободу. И не механическим путем, превращая человека в автомат и тем лишая все его поступки морального содержания, ведет его Господь ко спасению. Господь дал человеку свободу для того, чтобы он сам избрал себе путь спасения, и этим бы сделалось возможным его свободное соединение с Божеством в вечной жизни. И если человек избирает путь зла, то есть отхождения от Бога, – это не есть активное выражение Божественной воли.

Неизвестный . Постой! Значит, такое отхождение совершается без воли Божией? Но как же тогда «ни един волос»?

Духовник . Я сказал, что такое отхождение не есть активное выражение Божественной воли, но это совсем не значит, что оно делается без Его воли.

Неизвестный . Не понимаю.

Духовник . Божественная воля попускает быть этому отхождению, Своей силой его не пресекает, и потому мы утверждаем истину: «все делается по воле Божией». В каждом, самом злом поступке человека участвует воля Божия, поскольку она не препятствует его совершению.

Неизвестный . Я прошу тебя пояснить мне это на конкретном примере. Вот на том разбойнике, о котором я говорил.

Духовник . Прекрасно. Возьмем этот пример с разбойником. Разбойник напал на твой дом и совершил злодеяние. Была ли здесь воля Божия? Да, была, но не в том, что разбойник решил напасть на твой дом, а в том, что Господь попустил совершиться его злой воле и не приостановил ее действия.

Неизвестный . Но почему же не приостановил? В чем же тут Промысел Божий?

Духовник . Об этом я скажу дальше. Будем продолжать наше рассмотрение учения о Промысле. Человеческая жизнь складывается не только из его поступков, но и из поступков окружающих людей. Ты не только сам своей волей определяешь свою жизнь, но гораздо в большей степени ее определяют тебя окружающие люди. Разбойник, напавший на тебя, может совершенно изменить внешние условия твоей жизни, вся жизнь твоя от этого события может пойти в другом направлении. И если представить себе, что окружающие тебя люди являются носителями свободной воли, ясно, что и все эти изменения в твоей жизни, происшедшие от злых поступков, не могут рассматриваться как активное проявление Божественной воли. Возьми эпоху мученичества. Святых распинали и бросали диким зверям. Что же, и это была активно действующая воля Божия? Нет, это была злая воля людей. А где же тогда «все по воле Божией»? Ответ и здесь тот же: все события, зависящие от свободной воли окружающих нас людей, не являются активным выражением Божественной воли. Но так как каждое свободное действие человека Господь может пресечь, то каждое, без исключения, проявление свободной человеческой воли в отношении нас зависит от воли Божественной. Господь его попускает, не пресекает своей высшей волей.

Неизвестный . Но если воля Божия только пассивная, каково же тогда значение этой воли в нашей жизни? В чем выражается забота о нашем спасении? Где в нашей жизни Божественный Промысел? Коль скоро во всем полная свобода человека, а Господь только «попускает» – значит и Промысла как активно действующего начала нет. Человек, в конце концов, предоставлен самому себе.

Духовник . Ты слишком забегаешь вперед. Я вовсе не сказал тебе, что воля Божия – только пассивная: ни в коем случае. Она и активно действующее начало. Но и пассивно попуская, и активно действуя – она в одинаковой мере является промыслительной в нашей жизни.

Неизвестный . Пожалуйста, разъясни мне все это.

Духовник . Господь не пресекает всех злых поступков человека, потому что это было бы лишением его свободы воли и превращало бы его поступки в причинно-обусловленные явления, где этой причиной являлась бы сила Божия. А этим бы уничтожался всякий смысл созданной Богом жизни. Ибо этот смысл лежит в свободном самоопределении человека к добру и соединении его с Богом как следствии этого самоопределения. Но это совершенно не значит, что промыслительное попечение о злых людях исчерпывается только предоставлением им полной свободы, а попечение о людях, в отношении которых совершается зло, – «попущением» этого зла. Тогда, действительно, люди были бы оставлены Богом и предоставлены только самим себе.

Неизвестный . Но в чем же тогда проявляется при совершении злых поступков Божественный Промысел? Я совершенно не могу этого понять.

Духовник . Вот теперь мы подошли к этому вопросу. В чем же выражается Божественный Промысел при попущении Богом злых деяний? В том, что Господь промыслительно содействует пережить их во благо нашего спасения.

Неизвестный . Не понимаю. Какое может быть «благо» от злого поступка?

Духовник . Когда человек делает нам зло, мы разумеем под этим злом лишь его душевное состояние, те побуждения, которые руководили им. Разбойник, напавший на дом, сделал зло, потому что им руководила злая его воля. Но для тебя – не с точки зрения мирской а с точки зрения христианской, – это может быть злом, и не злом, в зависимости от того, как ты это переживаешь и что это дает для твоей внутренней жизни. И ограбление, и избиение, и бесчестие – может быть для тебя источником озлобления и разорения душевной жизни. И тогда злодеяние разбойника будет для тебя злом. Но то же ограбление, и избиение, и бесчестие, – хотя они и злые деяния, взятые сами по себе и в отношении злой воли, их совершившей, – но для тебя они могут быть источником великого блага, коль скоро ты переживаешь их во благо своего спасения, с терпением, неосуждением, всепрощением... Тебя обманули, оклеветали, оскорбили – это поступки злые, но ты можешь сделать их для себя источником добра. Вот почему святые мученики говорили: «Вы можете убивать нас, но не можете сделать нам зла». Тюрьма – страшное зло, но скольких людей привела она к Богу. Истязание – страшное зло, но сколько людей стало через него святыми. Ни в чем так не ясно это, как в промыслительной заботе Господа о святой Церкви. Сколько зла было сделано Церкви ее гонителями в эпоху мученичества. Господь до срока не пресекал этого зла. Но Церковь, пережив все во благо, стала Церковью святых мучеников, и руками ее врагов, проливших святую кровь по действию Божественного Промысла, созидалось величие Церкви. Много было испытаний в Церкви, и часто смущались верующие долготерпению Господа. Невольно вставал вопрос у них в сердцах: доколе. Господи? Почему попускаешь торжествовать злу? Почему не приостановишь его Своей всемогущей волей? Но ответ на этот вопрос полностью содержится в учении о Промысле: какое бы зло ни делалось в отношении Церкви – оно всегда ведет к ее благу, всегда очищает и возвеличивает ее. И самые злые ее враги по действию Божественного Промысла не могут сделать для нее ничего, кроме блага. Ибо Господь созидает Церковь Свою не только непосредственным действием Божественной силы, но и руками врагов, попуская злу, которое Церковь переживает во благо. Вот в чем Промыслительный смысл попускаемого Богом зла. Он – в сохранении человеческой свободы и нравственной задаче для каждого человека всякое совершающееся в отношение его зло превратить в источник нравственного совершенства и духовного устроения.

Неизвестный . Но опять-таки я не вижу, в чем проявляется Промысел, то есть Божественная воля. Бог попустил злу совершаться, и человек должен пережить его во благо. При чем же тут Бог? Все опять-таки зависит от человека. Если у него хватит сил пережить во благо попущенное зло – великолепно. Не хватит – человек погибнет. Туда ему и дорога. Сам виноват. Где же Промысел? Опять я вижу только одно «попущение».

Духовник . Ошибаешься. Божественная воля активно помогает нам в исполнении этой нравственной задачи. Дабы не лишить человека свободы, Господь не пресекает воли совершающего зло, но тем, в отношении кого зло совершается, Господь помогает пережить его во благо. И здесь Господь оставляет решающее слово за самим человеком, чтобы не лишить его свободы, не решает нравственной задачи за него, но содействует ее решению.

Неизвестный . Каким образом?

Духовник . Пути разнообразны. Их не перечтешь. Через все Господь посылает ему помощь. Ведь нельзя Промысел Божий понимать только в смысле отрицательном. Господь не только представляет человеку свободу и не только требует от него исполнения определенных нравственных задач. По учению Церкви Господь соблюдает каждую человеческую душу. Каждое движение его, каждую его мысль, чувство, намерение – все видит Господь и все, что возможно сделать, не лишая его свободы, для его спасения, – делает по неизреченной своей любви и милости. Нам не ведомы все пути, которыми ведет Господь человека ко спасению. Но многое нам известно из слова Божия, из жития святых и из опыта Церкви. Вся жизнь человека исполнена иногда явного для него самого, иногда более прикровенного попечения. Нас не должно смущать, что не пресекает Он всегда злой воли и не делает добра за нас Своей всемогущей волей. И здесь Его милость. И здесь Его любовь. Ибо в противном случае жизнь перестала бы быть жизнью. Но, не отнимая свободы, Он помогает нашему доброму произволению, вразумляя, показывая, просвещая. На нашу жизнь невидимо действуют в этом отношении потусторонние силы, ибо у каждой души есть Ангел-хранитель, который бережно ведет душу ко спасению, есть помощь угодников Божиих, заступничество и ходатайство Матери Божией. Господь Своей волей ставит нас в такие жизненные положения, которые помогают нам идти по надлежащему пути. Он действует на нашу душу и таинственными, неведомыми путями, и через святую Церковь, и через определенных людей, которых посылает на нашем пути. И милость Божия к нам, недостойным, столь безмерна, что удостаивает иных и непосредственного воздействия в форме знамений, видений и чудес.

Неизвестный . Но если «злая воля», действующая в нас, окажется сильнее, если зло не по силам пережить во благо? Тогда Бог «попускает» человеку погибнуть?

Духовник . Никогда. По церковному учению, активная Божественная воля, попускающая зло, всегда пресекает действие на нас злой воли, через которое создается непосильное искушение. Божественный Промысел попускает зло только потому, что оно может быть пережито во благо нашего спасения и потому не допускает зла «непосильного». Если зло попущено Богом – это всегда значит, что оно для нашей жизни, для нравственной задачи посильно. А потому и каждый человек, не переживший его во благо, – согрешает, и сам за это несет ответственность перед Богом. Церковь не знает «непосильных искушений». В слове Божием говорится прямо: «...верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил...» ().

Неизвестный . Но еще один вопрос. А как же судьба злых людей? Что значит в отношении их Промысел Божий? Бог попустил им совершить зло. Он не пресек их свободной воли: ну и что же? Почему Божественная воля «не пресекла» – я понял. Бог не хотел лишать людей свободы и делать их «механическими явлениями». Пусть так. Но ведь Промысел – это забота о спасении. В чем же выражается эта забота в отношении людей, совершающих зло?

Духовник . В том же, в чем она выражается и в отношении тех, кому делается зло. Господь всем хочет спасения. И никого не лишает свободы. Не добрых только, но и злых Он ведет ко спасению, и все, что я говорил об активном значении Божественной силы в деле нашего спасения, относится одинаково и к добрым, и ко злым. Он и злым помогает освободиться от рабства греху, помогает и их доброму произволению, вразумляя, наказывая и просвещая. Каждому давая потребное.

Неизвестный . Да, но тогда Бог превращается в какого-то «Отца», почти в земном смысле, но у которого миллиарды детей и который разбирается во всех мелочах повседневной их жизни. Это как-то не вяжется с моим представлением о Боге.

Духовник . Вот потому-то ты и не чувствуешь великое значение того, что Церковь именует Промыслом Божиим. Потому и смущают тебя кажущиеся формальные противоречия учения о Промысле и свободе воли. Ты опять стремишься облечь все в земные образы и опять косное земное так заслоняет от тебя высшее Божественное, что ты начинаешь видеть только внешнюю, вещественную, окружающую тебя жизнь. Но ты суди о жизни по духу. Посмотри на все изнутри. Забудь о том, что мир – только вещество и душевная жизнь только физико-химические процессы. Пусть все переживаемое нами в течение нашего земного бытия не будет для тебя лишь бессмысленным чередованием ничем не связанных между собой фактов. Вспомни, что тот иной мир – как в тумане за образом здешнего мира и душевная жизнь – лишь отблеск жизни иной, и вся она объемлется силой Божией. Ты поймешь тогда, что, подобно тому, как Божественная воля, в неизменно действующих законах природы, участвует в каждом, самом ничтожном процессе физической жизни, так же и сила Божия, действующая в Промысле Божием, участвует и содержит каждый шаг жизни человеческой. Ведь не спрашиваешь ты, каким образом каждый камешек притягивает к себе земля, хотя камней на земле бесчисленное множество. И не спрашиваешь, каким образом каждая частица воды, нагретая солнцем, превращается в пар, хотя невозможно измерить все превратившееся в пар частицы воды, потому что для этого не хватит никаких сил. Ты не спрашиваешь об этом, потому что здесь воля Божия действует в физических, неизменных законах, так не спрашивай, каким образом сила Божия объемлет в промыслительном попечении каждое движение человеческой жизни, потому что людей – «миллиарды». Воля Божия все содержит и потому во всем действует, а раз во всем, то нет для измерения ее ни числа, ни меры.

Неизвестный . Да. Это можно принять. Я не так представлял себе учение о Промысле.

Духовник . Это не только можно принять, но без этого нельзя по-настоящему жить, ибо вера в Промысел дает истинное и твердое основание всей нашей жизни. Не имея в сердце своем чувства Божественного попечения о нас, человек отдается во власть слепого хаоса без основы, без порядка, без смысла.

Он – просто песчинка, которая кружится в каком-то вихре слепых сил и бессильна осмыслить или изменить свое движение. Совсем иное, когда сердце озарено чувствованием Божественного Промысла. Тогда над собою человек ощущает твердое основание. Он знает, что жизнь его в руках Божиих и что эта всемогущая рука ведет его ко спасению. Он идет по жизненному пути спокойно, радостно, с твердым упованием, что милосердный Господь видит каждый шаг его жизни, все, что ни совершается с ним, все к «лучшему», все имеет высший смысл, все не «случайно», а разумно, ибо во всем, всегда и везде действует Божественная воля и сохраняет Его Божественное Промышление.

Неизвестный . Да. Личная жизнь, действительно, как бы получает основу при таком понимании Промысла. Но вот тот последний вопрос, о котором я как-то упомянул раньше, все же остается в силе.

Духовник . Последний ли он?

Неизвестный . Кажется, последний. Но, однако, невозможность ответить на него может разрушить и все воздвигнутое тобою здание.

Духовник . Каков же тот вопрос?

Неизвестный . Я всегда недоумевал, в чем, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой Истории? Вот ты говоришь о Промысле Божием. О том, как Божественная сила ведет человека ко спасению. Ну, а жизнь мира! По нашему учению, истинная жизнь в Церкви. Мир во зле лежит. Но Церковь – горстка людей. Неужели культура, наука, искусство, все, в чем живет этот во зле лежащий мир, – пустая комедия? Неужели весь смысл существования этого громадного злого, но прекрасного «мира» только в том, чтобы соблазнить благочестивых христиан? Неужели он «проклят» и больше ничего?

Духовник . Я предвидел твой вопрос. И без ответа на него наше здание действительно было бы незавершенным.

Неизвестный . И ты мне на него ответишь?

Духовник . На него ответит Церковь. А мы постараемся сделать надлежащие выводы из этого ответа.

Неизвестный . Мне важен не церковный авторитет, а истина.

Духовник . Там, где нет церковного авторитета, -нет истины.

Неизвестный . Да, да. Теперь я не возражаю против этого.

Духовник . Прекрасно. В следующий раз мы будем говорить о прогрессе и конце мировой истории. Это и будет ответ на твой вопрос.

Темная и светлая сторона реальности Зорин Петр Григорьевич

О предопределении

О предопределении

Существует такая поговорка: "Чему быть, того не миновать". А Иисус Христос говорит: "Даже волос с головы твоей не упадет без воли его". Но так ли это? Фатальная предопределенность всего - это хождение по кругу, это вечно неиссякаемый тупик, который создает видимость жизни, ее иллюзию. Это бессмысленная видимость эволюции. Если это так, то приход на землю пророков не имел никакого смысла, они ничего не могли изменить, все должно быть, так как предопределено. Ни Будда, ни Иисус, ни Магомет не могли принести на землю чего бы то ни было нового, и те люди, которым суждено страдать, будут страдать, а те, которым предопределено жить в роскоши и славе, будут жить в тех условиях, которые уготованы им. Возможно, идею предопределения придумал дьявол, потому что она рождает в человеке покорность и непротивление злу. Именно эта идея содержит в себе очень важное положение: "всякая власть дана от Бога, не повинующийся власти - не повинуется Богу". Идея фатализма воспитывает в человеке раба, который должен быть покорным и не роптать, когда жизнь становится для него невыносимой. Идея фатализма делает человека пассивным и лишает его веры в свои возможности, в то, что он может что-то сделать сам. Но так ли это? Действительно ли существует такое фатальное предопределение? Или декларация его кому-то была нужна? Можно предположить, что идея фатализма родилась в головах "людей - насекомых". Отличительной особенностью их ума является то, что они ради цели не гнушаются ничем. Их не волнуют при этом ни страдания людей, ни даже их гибель. Когда они идут к своей цели, их не беспокоит разрушение культуры и морали народов, потому что у насекомых не может быть ни того, ни другого. Их не волнует состояние окружающей природы, государства и вообще всего человечества, хотя они нередко это декларируют чем-то высоким. Можно привести множество примеров, подтверждающих это положение, и эти примеры могут быть взяты не только в прошлой истории человечества, но и в настоящей.

Предопределение в действительности может только тогда реализоваться, когда состояние человека и событие, которое ждет его, будут звучать в унисон. И когда мы говорим, что все предопределено, то имеем в виду, что человек привлекается только тем, что соответствует его состоянию в момент взаимодействия с окружающей его реальностью.

Но состояния, в которых может находиться человек, не являются для него фатально неизбежными. Он может, используя определенные внутренние практики, менять их, получая состояния так называемой «готовности», в которые можно входить сознательно. А это приводит к тому, что меняются и результаты взаимодействия с внешними обстоятельствами и, следовательно, конечный результат таких взаимодействий также будет другим. Если бы все было фатально неизбежно, то никакой эволюции не существовало бы и не было бы смысла говорить о внутреннем пути или же о духовной работе.

Алексей Алексеев

06.04.2017 - 20:01

Согласно учению Церкви, Господь Бог есть Промыслитель: «Веруем, что все существующее, видимое и невидимое, управляется Божественным промыслом; впрочем зло, как зло, Бог только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А происшедшее уже зло направляется к чему либо полезному верховной Благостью, которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно» (Послание восточных Патриархов о православной вере, чл. 5); «Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется... Бог есть и Творец и Промыслитель... То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению» (ТИПВ. преп.Иоанн Дамаскин. Гл. 49). Именно об этом говорит Господь: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:29-30). Промысел Божий проявляется в наказании людей, которое требуется для благих целей: «Он употребляет все меры, чтобы удержать их от греха, воспрещает его своими законами, угрожает за него наказанием преступникам (Исх. 20:1-18 и др.), действительно наказывает их (Быт. 7:7 и след.; 19:24-29; Исх. 17, 8. 14 и др.)» (ПДБ. митр.Макарий. Ч.1, Гл.2).

Все вышесказанное означает, что и волос с головы не упадет без воли Божьей, не говоря уже о более серьёзных событиях. Ничего случайного в нашей жизни не бывает. Только такое понимание, предлагаемое Церковью, позволяет нам адекватно воспринимать, оценивать и делать правильные выводы из любых происшествий.
* * *
Однако многие люди не хотят верить в то, что Господь стоит за происходящими событиями, что Он наказывает и Он же милует. Поэтому Господь зачастую делает тонкие намеки через даты событий - чтобы даже самые упрямые не смогли отрицать «совпадения», а остальные наконец-то увидели, в меру своих сил, духовный смысл происходящего.

Так, 22 июня 1941 года началась война. В этот день Церковь отмечала день Всех Святых в земле Российской просиявших. Многие современники тех событий, а также современные священники и епископы, включая Святейшего Патриарха Кирилла, увидели в этом ясное и недвусмысленное наказание за гонения Церкви, за массовые убийства православных христиан. Тогда Господь совершил отмщение врагам своим.

Но нужно также заметить, что и победа в этой войне пришлась на 6 мая 1945 года, когда Церковь праздновала Пасху Христову и день вмч.Георгия Победоносца. Очевидно, и здесь была рука Божия - Он наказал и Он же помиловал, так как произошло хотя и не полное, но все же покаяние народа и накал гонений со стороны власти был снижен. Он показал, что и начало великой войны и её конец в Его руках. И за современными событиями также стоит Господь. Так, Евромайдан в Киеве начался 21 ноября 2013 года, когда Церковь праздновала Собор Архистратига Михаила, покровителя города Киева. Сейчас уже не возникает сомнений, что это было началом наказания Божиего и разрушения страны. Далее, 17 марта 2014 года Верховный Совет АР Крым провозгласил Крым независимым государством и обратился к РФ с предложением о принятии Крыма в свой состав; в этот же день Президент РФ подписал указ о признании независимости Республики Крым. 18 марта был публично подписан, и широко освещен в СМИ, договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии последней в состав РФ. А 18 марта Церковью, как это не удивительно, отмечался один из дней памяти святителя Луки Крымского, архиепископа Симферопольского, ныне одного из небесных покровителей Крыма. Только рьяно упорствующий в своем нежелании признать Божие вмешательство в нашу жизнь, Божие управление этим миром, может все это считать «случайностями» и «совпадениями». Как сказал Господь про таких людей: «вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Лк.16:2-3)
* * *
Недавнее чудовищное преступление в Санкт-Петербурге не является исключением. Если теракт, как и любое другое событие, не является случайностью, то необходимо понять по каким причинам, для чего Господь попустил этому совершится. Нам представляется, что сделать это будет не столь сложно, так как и здесь не обошлось без ярких «совпадений».

Теракт в Санкт-Петербурге произошел 3 апреля, а 4 апреля отмечается память св.Исаакия Далматского. Некоторые спросят: «Где связь?». Дело в том, что в честь св.Исаакия Далматского освящен Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.

А что предшествовало теракту? 28 января и 12 февраля прошли многочисленные акции противников возвращения Исаакиевского собора Церкви, в которых принимали участие депутаты зак.собрания. 26 марта состоялся массовый «антикорупционный» митинг, среди участников которого было множество активных противников передачи Исаакиевского собора Церкви, то есть де-факто наряду с антикорупционной темой, вопрос противодействия возвращению собора также был на повестке митинга.

Таким образом, с начала 2017 года, часть горожан вместе с депутатами, которых также выбрали горожане, трижды активно и массово выступали против возвращения Церкви отобранного большевиками храма Божьего и вот в канун престольного праздника храма происходит теракт. Такое вот «совпадение».

Некоторые возмутятся: «Неужели Бог наказал погибших в теракте за то, что горожане были против возвращения храма Божьего Церкви?! Разве не исламист совершил теракт?» . Нет, мы такого не утверждали. Для каждого из погибших была своя причина умереть в этот день. И мы не считаем их грешнее остальных жителей. Но сама массовая гибель не была «случайностью». И кроме злой воли исламиста, совершившего теракт (и который конечно же виновен), здесь есть и духовный смысл. Об этом говорит Господь: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4-5). Такие события являются призывом к покаянию всем остальным. Так изъясняет это блаж.Феофилакт Болгарский: «Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек - целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях» . Очевидно, и этот теракт является громогласным предупреждением всем горожанам!
* * *
А если знать житие св.Исаакия, то можно ещё более удивиться происходящему. Как повествует святитель Дмитрий Ростовский, во времена св.Исаакия действовал «нечестивый император» Валент, защищавший ересь Ариеву (арианство) и способствовавший ее распространению, который «поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы» . Ничего не напоминает? Это то самое, что сделали большевики с Исаакиевским собором - запретили в нем богослужения; это то, чего де-факто желают противники возвращения храма! За это, как продолжает святитель Дмитрий, «Бог... воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками» .

И сейчас варвары-исламисты ведут войну против русских, а террористический акт является одним из актов этой войны. И вот, как повествует святитель, «в то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул: «Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему». Но царь не отвечал ему, презирал его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой. На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал: «Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии»... И на третий день блаженной старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим» .

То есть, святой Исаакий призывал открыть храмы Божии, призывал отдать их православным христианам и предупреждал, чем грозит отказ возвращать храмы. Именно возврату, как и нечестивый Валент, сопротивлялись горожане и депутаты Санкт-Петербурга! Удивительные параллели, не правда ли? В итоге, император Валент так и не послушался призывов, и не вернул храмы Церкви. И случилось то, о чем предупреждал св.Исаакий: «Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, которой бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник» .
* * *
Все происходящие настолько прозрачно для православных, которые знакомы со Священным Писанием, церковной историей и жизнеописанием святых, что не нуждается в особых доказательствах. Всем же жителям Санкт-Петербурга стоит задуматься о том, что «случайностей» не бывает, а теракт очевидно является предупреждением свыше - не должно идти войной против Бога, это плохо заканчивается даже здесь, на земле.

чьей, кого . Разг. Экспрес. Кто-либо будет в полной безопасности, совсем не пострадает. «Да так, - отвечает, - за кого вы меня принимаете? Ни один волос с её головы не упадёт» (К. Морозов. Катерина).

  • - См....
  • - Если что-то должно случиться - оно обязательно случится, причём с самыми печальными последствиями...

    Словарь народной фразеологии

  • - кому. Разг. Шутл.-ирон. О непредсказуемости жизненных ситуаций: всё может неожиданно случиться, никто не гарантирован от случайностей. БСРЖ, 256...
  • - о судьбою назначенном Ср. А почему совестно, ежели судьба? Без Божьей воли и волос с твоей головы не падет. М. Горький. Ср. Но и волос с головы вашей не пропадет. Лук. 21, 18. Ср. 12, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Безъ Божьей воли и волосъ съ головы не падетъ о судьбою назначенномъ. Ср. А почему совѣстно, ежели судьба? Безъ Божьей воли и волосъ съ твоей головы не падетъ. М. Горькій...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ДЕВИЧЬИ...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Две бараньи головы в один котел не лезут...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Две головы, один хвост, две руки и шесть ног...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СУЕВЕРИЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Как роса упадет, так и след пропадет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТЕРПЕНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОМОЩЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Один скачет, один и плачет, а все один...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - у кого. Перм. О спокойной жизни в достатке, без трудностей и волнений. Сл. Акчим. 1, 143...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Народн. Нисколько, ничуть. ДП, 517; ФСРЯ, 76; ПОС 4, 120; БТС, 147...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Самар. То же, что голос в голос, волос в волос. СРНГ 6, 325...

    Большой словарь русских поговорок

"Ни один волос не упадёт (не упал) с головы" в книгах

Без Божьей воли волосок с головы человека не упадет

Из книги Что делать, если вы потеряли самого близкого человека автора Гарифзянов Ренат Ильдарович

Без Божьей воли волосок с головы человека не упадет 14 августа 2005 года.До смерти Елены осталось менее суток. Я, как обычно, встретился с Любашей, чтобы поговорить с Ангелами перед дорогой.Люба колдовала над зеркальцем:- Поездка будет хорошей. Сдашь книгу в издательство.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ВОЛОС И ГОЛОВЫ

Из книги Салон красоты на дому автора Коробач Лариса Ростиславовна

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ВОЛОС И ГОЛОВЫ? Положить ладони рук по обе стороны на височно-теменной области, 10 раз подряд энергично сдвигать и возвращать на место кожу волосистой части головы. Затем сдвигать ее в перпендикулярном направлении.? Сжимать мышцы лица и головы так, чтобы

Мытье головы и сушка волос

Из книги Косы и косички [Мастер-класс профессионалов] автора Колпакова Анастасия Витальевна

Мытье головы и сушка волос Африканские косички надо мыть раз в 7–10 дней. Делать это чаще не рекомендуется, так как от частого воздействия воды косички быстро разлохматятся и утратят первоначальный вид. Брейды или французские афрокосички можно протирать влажной

Лечение волос и кожи головы

Из книги 365 рецептов здоровья от лучших целителей автора Михайлова Людмила

Лечение волос и кожи головы 200–250 г говяжьего мозга из костей прокипятить с небольшим количеством воды, процедить через сито. Полученную жидкость тщательно смешать с 1 ч. л. чистого спирта. Голову помассировать и смазать репейным или гвоздичным маслом, вымыть с дегтярным

Из книги Секреты целителей Востока автора Востоков Виктор Федорович

Бальзам для массажа головы и укрепления волос Применяется как средство от перхоти и для питания волос.Можно применять бальзам для массажа головы по тибетским схемам акупунктуры.Состав: репейное, облепиховое, эвкалиптовое, розовое масла – по 10 г, цветочная пыльца – 5 г,

Рецепты для волос и кожи головы

Из книги Лечение лимоном автора Савельева Юлия

Рецепты для волос и кожи головы Косметический уход трудно представить без ухода за волосами. Самым главным условием является конечно же поддержание их чистоты. Многие средства, выпускаемые промышленностью, не только мало этому способствуют, но и нарушают структуру

Бальзам для массажа головы и укрепления волос

Из книги Чистотел. Лучшее средство от 250 болезней автора Константинов Юрий Михайлович

Бальзам для массажа головы и укрепления волос Репейное масло -10 г;облепиховое масло -10 г;эвкалиптовое масло -10 г;розовое масло -10 г;цветочная пыльца - 5 г;экстракты крапивы, хмеля, лесного ореха, чистотела.Промыть голову детским мылом 2 раза, чуть подсушить волосы.

Заболевания волос и кожи головы

Из книги Как узнать все о своем здоровье по ногтям и волосам. Диагностика и оздоровление автора Григорьев Константин

Заболевания волос и кожи головы До 80 % населения имеют те или иные проблемы с волосами и кожей головы. Однако не всегда мы обращаем на них внимание, пуская все на самотек. Причиной тому является простое незнание даже самых распространенных форм проявления заболеваний

Йоговский массаж головы и корней волос

Из книги Хорошее зрение – ясный ум на долгие годы! Древнейшие практики Востока автора Левшинов Андрей Алексеевич

Йоговский массаж головы и корней волос Этот мягкий массаж головы можно проводить в перерывах между длительными зрительными нагрузками. Он улучшает кровоснабжение кожного покрова головы, питание корней волос. Воздействие на биологически активные точки, расположенные

Часть III БОЛЕЗНИ ВОЛОС И КОЖИ ГОЛОВЫ

Из книги Все о здоровье ваших волос автора Янковская Елена И. Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет. Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь. Всякая жертва вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на

44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Лк. 20:18). Ст. 44 у Матфея считают не подлинным и заимствованным у Луки. Вставка эта, по Мерксу, падает на время после Оригена до Иеронима, приблизительно после 250 до 380 г. Впрочем, некоторые считают

Упражнение для кожи головы и корней волос

Из книги Йога. Лучшие упражнения для каждого лунного дня. Сила Луны для здоровья и удачи автора Левшинов Андрей Алексеевич

Упражнение для кожи головы и корней волос Это упражнение позволяет проводить мягкий массаж головы, который улучшает кровоснабжение кожного покрова, питание корней волос и их внешний вид. Воздействие на биологически активные точки, расположенные на поверхности головы,

С выпадением волос с нашем мире знаком, наверное, каждый второй. Мужчины и женщины, девушки и юноши – все задаются одним вопросом: почему выпадают волосы на голове? На это существует множество причин. Рассмотрим основные из них.

Причина 1. Гормональный дисбаланс

Гормональный сбой - наиболее частая причина выпадения волос на голове. Потерю волос провоцируют мужские гормоны андрогены, которые начинают превышать норму. Выявить это превышение можно, только сдав кровь на анализ. Также выпадение волос может произойти на фоне снижения в организме женщины женского гормона эстрогена. Это снижение сопровождается:

  • огрубением голоса;
  • изменением фигуры;
  • снижением сексуальной активности;
  • повышением роста волос на лице и теле.

Лечение гормонального выпадения возможно только специальными средствами. Витамины, профессиональные сыворотки и «бабушкины» настойки здесь бессильны.

Важный совет от редакции!

Если хотите улучшить состояние своих волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которыми вы пользуетесь. Пугающая цифра – в 97% шампуней известных марок находятся вещества отравляющие наш организм. Химические вещества в этих шампунях разрушают структуру ваших волос. Но самое страшное то, что эта гадость попадает в ваши органы и может вызывать онкологические заболевания. Недавно эксперты нашей редакции провели анализ безсульфатных шампуней, где первое место заняли средства от фирмы Mulsan Сosmetic. Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет магазин mulsan.ru

Важный совет от редакции!

Если хотите улучшить состояние своих волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которыми вы пользуетесь. Пугающая цифра – в 97% шампуней известных марок находятся вещества отравляющие наш организм. Основные компоненты, из-за которых все беды на этикетках обозначаются как sodium lauryl sulfate, sodium laureth sulfate, coco sulfate. Эти химические вещества разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет. Но самое страшное то, что эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать онкологические заболевания. Мы советуем отказаться от использования средств, в которых находятся данные вещества. Недавно эксперты нашей редакции провели анализ безсульфатных шампуней, где первое место заняли средства от фирмы Mulsan Сosmetic. Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет магазин mulsan.ru . Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

Часто гормональные нарушения в организме сопровождают такие процессы, как:

  • начало менструальных кровотечений;
  • беременность;
  • роды;
  • менопауза.

В любом случае, если вы подозреваете, что в поредении шевелюры виноваты гормоны, не откладывайте визит к врачу. Он предложит сдать необходимые анализы, а по результатам составит грамотное и эффективное лечение, которое не только поможет остановить «волосопад», но и нормализует гормональный фон.


Причина 2. Нехватка витаминов в организме

За рост волос отвечают витамины А, Е, С, В, а их нехватка может привести к тому, что волосы начнут стремительно покидать вашу голову. Отчаиваться не стоит, потому что эта проблема легко решаема.
Есть два выхода из положения:

  1. скорректировать питание;
  2. найти дополнительный источник витаминов.

Как правило, дефицит витамина А сопровождается не только выпадением, но и нарушением структуры волоса. Он начинает сечься, становится ломким и тусклым.

Нехватка витаминов группы В вызывает повышение сальности кожи головы и может спровоцировать появление жирной перхоти. Часто волосы начинают стремительно выпадать, да так, что на голове образуются проплешины.

А если волосы стали тусклыми, секутся, выпадают, имеют некрасивый неухоженный вид, значит, не хватает витаминов Е и С.

Восполнить недостаток витаминов можно, начав принимать специальные мультивитаминные комплексы или БАД, но о назначении таких препаратов необходимо предварительно посоветоваться с врачом.

Как правило, прием витаминов довольно быстро решает вопрос выпадения волос. Уже через 1-2 месяца шевелюра перестает редеть, а через 3-4 месяца появляются новые волоски.

Также для восполнения витаминного запаса в ослабленном организме очень полезно пить отвар шиповника, так как эта ягода - кладезь витамина С, аминокислот и необходимых микроэлементов. Готовить отвар просто: горсть сухих плодов нужно залить литром кипятка и настоять в термосе в течение нескольких часов.


Причина 3. Неправильный образ жизни

Правильный образ жизни включает в себя три основных аспекта :

  1. сбалансированное питание;
  2. регулярные занятия спортом;
  3. ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Если хотя бы одно правило не соблюдается, волосы могут начать выпадать.

Особенно важно для здоровья шевелюры правильное питание. Оно подразумевает:

  • отказ от фаст-фуда, сладкой газировки, полуфабрикатов, кофе;
  • сокращение потребления мучных изделий и сладостей;
  • введение в рацион достаточного количества овощей, фруктов, зелени, орехов и семечек;
  • употребление долгих углеводов: цельнозернового хлеба, каш, проростков пшеницы и других культур;
  • употребление белков, животных и растительных жиров;
  • поддержание нормального водного баланса - ежедневно взрослому человеку нужно выпивать 1,5-2 литра воды.

ТОП-10 продуктов от выпадения волос

Очень часто многие отмечают, что волосы начали выпадать во время диеты. Неудивительно, ведь резкое сокращение полезных элементов - серьезное потрясение для организма. Кроме того, для хорошего роста волосяного покрова человеку необходимо регулярно потреблять 10 продуктов, которые запрещают многие диеты.

  1. Нерафинированные растительные масла (оливковое, кунжутное, кедровое и т. д.)
    Они содержат в себе колоссальное количество витамина Е, который недаром называют «витамином красоты». Он укрепляет волосы, способствует их блеску и здоровью.
  2. Яйца

    За счет большого содержания биотина и других полезных веществ яйца устраняют проблему выпадения волос в короткие сроки. Вот почему этот продукт должен присутствовать в рационе любого человека хотя бы пару раз в неделю.

  3. Жирная рыба

    Лосось, нерка, форель, сельдь - можно выбрать любую. В крайнем случае заменить этот пункт можно употреблением рыбьего жира в капсулах. В рыбьем жире содержатся полезные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые питают волосы изнутри, укрепляют их корни, делают их сильнее.

  4. Злаковые продукты

    Каши, семена, пророщенные зерна и цельнозерновой хлеб полезны благодаря высокому содержанию витаминов группы В. Они препятствуют выпадению волос и ускоряют рост новых.

  5. Птица

    В курином (индюшачьем, утином) мясе содержится много белка, необходимого для правильного формирования новых волос.

  6. Бобовые (горох, нут, чечевица)

    Это настоящий кладезь микроэлементов! Бобовые культуры богаты белком, цинком, железом, биотином и другими полезными веществами. Они улучшают циркуляцию крови и способствуют пробуждению «спящих» волосяных луковиц.

  7. Молочные продукты

    Это наилучший источник кальция, необходимого не только для формирования и укрепления костей, но и для здоровья шевелюры. Много молочных продуктов есть не надо, достаточно включить в ежедневное меню стакан кефира или йогурта.

  8. Орехи и сухофрукты

    Эти продукты - лучший перекус. В них содержится множество витаминов (В, Е, С), аминокислот, жирных кислот и других необходимых микроэлементов. Ежедневно нужно съедать пару грецких орехов и горсть миндаля. Ваши волосы скажут вам спасибо.

  9. Овощи

    Против выпадения волос особенно полезно употреблять в пищу овощи и зелень. Это может быть шпинат, брокколи, огурцы, кабачки, листовой салат и другие. В таких продуктах содержится огромное количество витаминов А и С, которые препятствуют поредению волосяного покрова.

  10. Фрукты

    Фрукты и ягоды также эффективно борются с выпадением. Особенно это касается продуктов с высоким содержанием витамина С (клюква, цитрусовые, смородина, брусника, лимон, киви). Замените привычные соки и чаи на ягодные морсы и фруктовые компоты - такие напитки не только положат конец проблемам с шевелюрой, но и укрепят иммунитет организма.

Причина 4. Вредные привычки

Эта причина напрямую связана с предыдущей, так как здоровый образ жизни (а следовательно, и красивая густая шевелюра) невозможен при употреблении алкоголя, курении или приеме сильнодействующих средств.

Все вредные привычки ослабляют организм, расшатывают иммунитет и не дают полезным веществам усвоиться в клетках. В первую очередь страдают кожа и волосы: первая начинает тускнеть и приобретает серый землистый оттенок, вторые стремительно покидают голову.

Конечно, никто не станет спорить, что от вредных привычек очень сложно отказаться, но ведь красота стоит того. Медленно, но упорно сокращайте влияние курения и алкоголя на свою жизнь. Начните правильно питаться, бегайте по утрам, запишитесь на танцы, гуляйте в городском парке, и уже через пару месяцев вы отметите несомненное улучшение состояния ваших волос: они перестанут выпадать, станут толще, гуще, появится красивый блеск.


Причина 5. Некачественный уход за волосами.

Неправильно подобранный шампунь, косметика плохого качества, неправильное расчесывание - все это может стать причиной выпадения волос у девушек. Решить проблему в этом случае очень просто - достаточно полностью сменить уход.

Помните, что все, чем вы пользуетесь (шампунь, маска, лак, пенка и прочее), имеет в своем составе множество химикатов. По возможности откажитесь от использования косметических продуктов, состав которых вам непонятен. Отдайте предпочтение натуральной косметике или косметике, сделанной своими руками.

Очень эффективной мерой от выпадения волос является регулярное использование домашних масок. Вот некоторые наиболее действенные рецепты.

Маска с эфирными маслами

Смешайте 1-2 яичных желтка (количество берите в зависимости от густоты волос) с парой ложек любого базового масла. Обогатите смесь эфирами. Вам понадобится:

  • масло черного перца - 1 капля;
  • масло розмарина - 1 капля;
  • масло кедра - 2 капли;
  • масло базилика - 2 капли;
  • масло иланг-иланга -4 капли.

Масляную смесь нанесите на корни (длину можно смазать оливковым маслом) и смойте через полчаса. Процедуру рекомендуется повторять 1-2 раза в неделю.

Маска из лука и чеснока

Не каждая дама решится сделать такую «ароматную» маску, но это средство является одним из лучших против выпадения волос.

Смешайте по 3-4 ложки сока лука и чеснока. Если нет желания отжимать сок, можно взять кашицу этих овощей в равных частях. Смесь нанесите на корни волос и оставьте на час, а потом вымойте голову обычным способом.

У всех, кто пробовал эту маску, волосы стали крепче, сильнее и здоровее, а выпадение остановилось.

Хлебная маска

Этот рецепт применяли еще наши бабушки. Неудивительно, что почти у всех женщин раньше была роскошная шевелюра.

Маска очень проста. Возьмите полбуханки ржаного хлеба и замочите в воде. Вместо воды можно взять отвар трав. Как только хлеб превратится в мягкую однородную массу, нанесите ее на грязные волосы, укутайте и оставьте на час. Смойте. При этом не обязательно использовать шампунь, так как хлеб сам по себе обладает неплохими моющими свойствами и эффективно удаляет загрязнения с волос.


Причина 6. Сезонное выпадение волос

Многие из девушек, столкнувшихся с проблемой выпадения волос, отмечают, что осенью волосы начинают «лезть» сильнее. А кто-то, наоборот, утверждает, что сильнее волосы «падают» весной. Кто прав?

На самом деле правы обе стороны, так как и осенью, и весной наступает пора сезонного выпадения волос. Это связано со множеством факторов.

Выпадение в осенний период

После летнего отдыха волосы, вопреки ожиданиям, сильно портятся. Сказывается и постоянное пребывание на активном солнце, и соленая морская вода, и пренебрежение солнцезащитными средствами.

Кроме того, осенью замедляется выработка женского гормона эстрогена, вследствие чего замедляется и рост волос. Все это в совокупности приводит к тому, что осенью волосяной покров начинает стремительно редеть. Что же делать?

  1. Не забывайте про солнцезащитный спрей и шляпку во время летнего пляжного отдыха.
  2. Тщательно промывайте волосы после морского купания.
  3. Следите за собственным питанием.
  4. Усильте уход за волосами в осенний период.

Выпадение в весенний период

Весной волосы «падают» от нехватки витаминов.

Во-первых, виноват авитаминоз. Под конец зимы уставший от холода и темноты организм требует солнца, свежих фруктов и тепла. Но не получает ни того, ни другого, ни третьего.

Во-вторых, многие девушки, чтобы скинуть набранные за зиму «лишние» килограммы, садятся на диеты. Это еще один удар по иммунитету и по здоровью волос в частности. От нехватки витаминов и полезных микроэлементов они чаще кажутся грязными, секутся и выпадают.

Решить проблему поможет отказ от диеты, прием специальных поливитаминов, сбалансированный рацион и ежедневные прогулки на свежем воздухе.


Причина 7. Стрессы и нервное перенапряжение

Выпадение волос из-за стресса - явление нередкое. Ссора с возлюбленным, защита диплома, проблемы на работе… Мало ли причин для волнений у современной женщины?

Справится со стрессом и, следовательно, прекратить выпадение волос можно, следуя простым советам.

  1. Начните прием растительных успокоительных препаратов (но предварительно проконсультируйтесь с врачом).
  2. Решите проблемы, которые волнуют вас, - уничтожьте источник стресса.
  3. Больше отдыхайте: позволяйте себе перед сном почитать любимую книгу или посмотреть комедию.
  4. Пораньше ложитесь спать. Помните, что сон должен быть не менее 8 часов в сутки.
  5. Гуляйте на свежем воздухе и чаще проветривайте комнату.
  6. Слушайте расслабляющие мелодии, попробуйте медитировать или запишитесь на уроки йоги.


Причина 8. Прием антибиотиков и сильнодействующих лекарств

Прием лекарств нередко провоцирует выпадение волос. Обычно об этом написано в инструкции в разделе «Побочные эффекты», но часто такой результат возникает неожиданно.

В случае если потерю волос вызвали антибиотики или другие сильнодействующие препараты, проконсультируйтесь с врачом. Он поможет остановить выпадение и назначит другие, более «мягкие», лекарства с аналогичным действием.


Причина 9. Снижение иммунитета

Снижение иммунитета происходит по разным причинам:

  • вирусное или простудное заболевание;
  • волнение;
  • неправильное питание;
  • частое воздействие вредных излучений;
  • плохая экология;
  • низкое качество воды.

Любая из этих причин может привести к резкому поредению волосяного покрова. Прежде чем начинать лечение, нужно выяснить, что послужило толчком для выпадения. Если волосы начали выпадать из-за болезни - обратитесь к врачу. Если виновата экология - постарайтесь сменить место жительства. Если вода - начните заказывать ее в специальных компаниях или установите фильтр.


Причина 10. Наследственность

Это, пожалуй, единственный случай, когда лечение бесполезно. Если у ваших родителей не было густой шевелюры, ее не будет и у вас. Маски, бальзамы, прием витаминов могут лишь слегка подкорректировать ситуацию, сделав волосы пышнее, здоровее и красивее, но о густой гриве придется забыть.

Не расстраивайтесь! Подберите себе красивую прическу, запишитесь в салон красоты. Ухоженная аккуратная головка с короткой стрижкой всегда выглядит выигрышней, чем спутанная копна длинных, но неухоженных волос.

Заключение

Чтобы выявить истинную причину выпадения волос, необходимо проконсультироваться с врачом-трихологом. Он предложит сдать кровь на гормоны, проанализирует ваше питание, отметит психическое состояние и, исходя из проведенных исследований, назначит лечение.