Аника воин происхождение. Происхождение и значение и фразеологизма "аника-воин". Применение выражения в литературе

Аника-воин

Аника-воин
С древнегреческого: Anikitos. Перевод: Непобедимый.
Источник выражения - один из русских народных «духовных стихов» об Анике-воине, который хвалился своей отвагой, хитростью и силой, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Сам этот стих восходит к «Повести о прении (борьбе. - Сост.) живота со смертью», которая пришла (не ранее XVI в.) на Русь с Запада. А имя героя стиха взято, видимо, из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается не иначе как с постоянным эпитетом anikitos. Русские переписчики сказания сочли этот эпитет именем собственным, посему и вошел этот легендарный персонаж в книжную культуру Руси как некий Аника-воин. Он часто упоминался во многих сказках и притчах, его же нередко изображали и на лубочных картинках, текст которых обычно являл собою краткое изложение «Повести о прении живота со смертью».
Иносказательно: недалекий, задиристый вояка, который хвастает своей силой, но в схватке с серьезным противником терпит постыдное поражение.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Аника-воин

В одном из произведений русской народной поэзии, "духовном стихе" об Анике-воине, рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Имя "Аника-воин" получило популярность и стало синонимом задиры, хвастающегося силой, но терпящего поражение.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Аника-воин" в других словарях:

    Аника смотрок. Аника воин (см. лубочную картину). См. РУСЬ РОДИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    АНИКА ВОИН, аники воина (разг. ирон.). Неудачливый вояка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 трус (54) хвастун (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Лубок. «Сильный и храбрый богатырь Аника воин» Ани … Википедия

    Аника-воин - Прост. Ирон. Хвастающий своей силой, задира, драчун. В кои то веки я её затащил к себе, а ты уже и разлютовался, Аника воин эдакий храбрый! (А. Левитов. Дворянка). Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: Опять с… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Аника-воин - а) крыл. сл. В одном из произведений русской народной поэзии, «духовном стихе» об Анике воине, рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Имя «Аника воин» получило… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Аника-воин - ирон. о хвастливом человеке, бахвалящемся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности. Выражение связано с народной поговоркой Аника воин сидит да воет, в которой имя избрано не случайно: греч. а – “не”, nike – “победа”. Видимо, поэтому… … Справочник по фразеологии

    Аника-воин - персонаж духовного стиха. Согласно сюжету, А., великий воин, одержавший за долгую жизнь (в разл. вариантах ему от 220 до 390 лет) множество побед и совершивший немало нечестивых поступков, намеревался разорить Иерусалим (по др. версиям готов… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    М. Тот, кто, хвастая своею силою, своими возможностями, терпит поражение, оказывается в невыгодном, неприятном для себя положении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - … Википедия

Книги

  • Неизданные материалы экспедиции Б. М. и Ю. М. Соколовых. 1926-1928. По следам Рыбникова и Гильфердинга. В 2 томах. Том 1. Эпическая поэзия , . Книга содержит уникальную коллекцию классических духовных стихов (120 текстов) на эпические сюжеты: "Голубиная книга", "Борис и Глеб", "Егорий Храбрый" . "Аника-воин" и др. В книгу вошли и…

Аника-воин, кличка, даваемая ныне всякому хвастуну, храброму лишь на словах…
В стародавние времена жил на Руси витязь Аникей. Не дал ему Бог той силушки, что бы богатырём прозываться, поэтому и слава о нём шла малая. И удал был Аникей, и в бою неистов, и могуч, но так, что бы «мечом махнуть, да сотню ворогов сразить», не мог.
А к тридцати годкам стал наш боец задумываться, а не пора ли ему на покой уходить. Дом поставить, жениться, да малыми детушками обзавестись. Не век же в степи ночевать и ратными делами промышлять. И вот, едет он через лес на коне буланом, думу думает, улыбается про себя. Вдруг, видит, идёт навстречу мужик и огромную змею на плечах несёт.
— Бог в помощь, поздорову ли, серый зверь да не прорыскиват ли?- приветствует его витязь.
— Поздорову, добрый молодец, — степенно отвечает мужик.
— Откуда змей?
— В лесу поймал, — говорит змееносец. – Отнесу домой, зарежу, кожу сниму, да кушак справлю.
Уж незнамо, что на Аникея нашло, но пожалел он аспида.
– Продай его мне, пахарь, — молвит витязь.
Дал мужику денежку серебряную, да и забрал змея. Отъехал вглубь леса, бросил его на траву.
— Ползи домой, подколодный, — говорит. – К жене своей и малым змеёнышам.
— Ай, спасибо, душа-человек, — отвечает змей человеческим голосом. – За добро такое христианское, отплачу сполна. Знай же, удалой боец, что отныне у тебя не одна жизнь, а добрая сотня. Пронзит, ежели, ворог мечом, али копьём, одна жизнь пропадёт, а остальные останутся.
Вот тут и пришла к Аникею слава богатырская. Стал он подвиги вершить, что другим витязям не под силу. В одиночку на целую рать выходит, и смерть его не берёт. Всё ему нипочём, ни орды татарские, ни драконы огнедышащие. Калики перехожие песни о его победах складывают, князья на службу зовут, да по праву рученьку на пиру усаживают. Зажил наш богатырь в стольном городе Рязани. Дом каменный поставил, женился, детишек завёл. А, как беда у ворот, садится богатырь на коня, выезжает во чисто поле, да разит ворогов, сам смерти не боится.
Но время идёт, свой счёт ведёт. И к сорока годам осталась у Аникея последняя жизнь. Не до сражений ему теперь, не до подвигов ратных. Хочется сынов вырастить, да дочерей замуж выдать. А враги, словно догадываются, тут как тут. Кочевники деревни соседские жгут, людей в полон уводят. В лесах разбойники дело злое творят.
Пришли витязи рязанские под окно аникеево.
— Веди нас в бой, богатырь, — зовут. – Возглавь воинство православное.
Молчит Аникей, носа из дома не кажет.
Другой раз соберутся ратнички.
— Помоги, Аникеюшка, — просят, — с разбойничками справится.
— Недосуг мне, — отмахивается тот.
Был богатырь, да весь вышел. Перестал народ за помощью хаживать, перестал и князь на пиры звать.
«Позабыли все его подвиги,
наградили кличкой обидною.
Величают теперь не заступником,
Прозывают Воином-Аникою».

Одни скажут, мол, вольготно богатырём со ста жизнями в запасе жить. Настоящий герой – тот, кто своей головой рискует. Но, ведь, Аникей, своим даром благородно распорядился, не на злые дела, да потехи, а людям на пользу. Поклониться бы рязанцам ему в пояс и в покое оставить. Ан, нет…

Сказка в стихах.

«Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!»

Много сказок есть на свете,
Любят их не только дети,
Каждый взрослый рад послушать,
Бог не зря дал людям уши,
Но прошу,друзья,учесть,
В каждой сказке смысл есть.

Быстро все в кружок садитесь,
Да ушами напрягитесь,
Коль понравится вам сказка,
Жду коммент,внизу привязка,
Хоть и поздний уже час,
Всё ж послушайте мой сказ.

Как давно всё было это,
Вас оставлю без ответа,
Но скажу средь всех героев,
Жил да был Аника-воин,
Крепким был,хочу признать,
Муромцу Илье подстать.

Бог в Илье узрел мужчину,
Поднял на ноги детину,
Тот в ногах имел проблему...
Дальше стоп-не наша тема.
Наш герой Аника-воин,
Он сего стиха достоин.

Двадцать лет Анике было,
Дурь гуляла в нём,бесила,
Быть задирой не боялся,
Перед всеми похвалялся,
Часто бил купцов,бояр,
Грабил торги и базар.

Вскоре грабить надоело
Люд простой,скучнОе дело.
И решил Аника-воин,
Местных впредь не беспокоить,
А рвануть в Ерусалим... (на Босфоре)
Вот что дальше было с ним.

Взяв копьё и меч свой грозный,
Сделав вид вполне серьёзный,
Сев на лошадь покрестился,
В стремя ножками вцепился,
И поехал,так сказать,
Божьи церкви разорять.

Долго ль,коротко он ехал-
Не скажу,то есть не к спеху,
Но,однажды,уж под вечер,
Видит он,ему навстречу,
Кто-то движется с косой,
Чёрный плащ на нём,босой.

Говорит Аника-воин:
"Эй ты,чудище чудное,
Кто ты,царь,или царевич,
Иль заморский королевич,
Как тебя мне называть,
Каким рангом величать.

Я совсем тебя не знаю,
Кто такой,или такая,
Твой наряд мне не понятен,
В кровь испачкан,не опрятен,
Ты лицо своё не пряч,
Кто ты друг,или палач"?

"От тебя Аника-воин,
Я лицо своё не скрою,
Я не царь и не царевич,
Не заморский королевич,
Всякий знает кто есть я,
Я,Аника,Смерть твоя".

Тут Аника улыбнулся,
То ли чёртик в нём проснулся,
Стал куражиться над Смертью,
Коль не верите-поверте,
Он мечём ей стал грозить,
Грозны речи говорить:

"Как в народе говорится,
Смерть героя убоится,
Я,как есть,Аника-воин,
Ты не справишся со мною,
Коль рукам я волю дам,
Ляжешь ты к моим ногам".

"Ты,Аника не хвалися,
Прежде Богу помолися,
Не спасёт тебя и сила,
Я таких,как ты косила,
Знай,тебе не устоять,
Смерть не любит отступать".

Тут Аника рассердился,
За копьё,за меч схватился,
Долго с нею он сражался,
На копьё поднять пытался,
Всё же Смерть была хитрей,
Был герой повержен ей.

Страх в Анику поселился,
Он за жизнь свою взмолился:
"Смерть,прошу тебя и очень,
Дай пожить ещё годочек!"
Всё,что грабил,всё раздам
Бедным людям и церквам".

Смерть в ответ:"Аника-воин,
Ты минуты не достоин,
Что ж живя на вольном свете,
Ты не чтил законы эти?
Только грабил,убивал,
Златом погреб набивал.

Нет,не дам тебе пощады,
Знаешь, люди будут рады,
Будут образам молиться,
И по многу раз креститься,
Скажут:"Сгинул супостат",
Будет весел стар и млад.

Ты был храбрым средь убогих,
Нищих грабил у дороги,
Хвастал силою великой,
Ты не воин-трус,Аника,
Надобно тебя казнить,
Чур,не плакать и не выть.

И взмахнув косою острой,
Для неё всё это просто,
Смерть без тени сожаленья,
Отсекла в одно мгновенье,
Круглый,но пустой кочан,
На Аникиных плечах.

Так погиб Аника-воин,
Лучшей смерти был достоин.
Жалко мне,стиха концовка
С грустью вышла,аж неловко,
Но зато в ней есть намёк,
Добрым молодцам урок.

Фразеологизм - устойчивый оборот речи, по смыслу сопоставимый с отдельным словом. Составляющие такого оборота воспринимаются только вместе. Фразеологизмы характерны для конкретного языка и не имеют точного перевода на другие, так как из-за этого может потеряться смысл высказывания. Такие высказывания придают яркость и красочность речи.

Русская речь богата и насыщена различными фразеологическими оборотами. Их употребляют, когда хотят дать дополнительную эмоциональную окраску речи, подчеркнуть свое отношение к человеку или событию. Среди русских устойчивых выражений есть такое, как "Аника-воин". Значение фразеологизма, его этимология достаточно интересны, но известны немногим.

Откуда взялось такое выражение

Происхождение фразеологизма "Аника-воин" восходит к русскому фольклорному сюжету. Герой, воин по имени Аника, хвастался своей богатырской силой, однако сражался только с людьми слабее, чем он сам. Однажды встретилась ему смерть, которая упрекнула его за излишнее бахвальство. Аника решил, что одолеет, ее и вызвал на поединок. Конечно, Смерть оказалась сильнее. Поняв, что проигрывает, воин раскаялся в излишнем хвастовстве и попросил у Смерти хоть немного времени, однако она была непреклонна и убила его.

Сам этот сюжет русского фольклора восходит к произведению-переводу "Повесть о прении живота со смертью", оригинал которого пришел к нам из Средневековой Германии примерно в XVI веке и представлял собой диалог человека со смертью.

Значение фразеологизма "Аника-воин"

Помимо самостоятельной семантики, этот оборот еще и входит в поговорку: "Аника-воин сидит да воет". Употребляется она в тех случаях, когда излишне хвастливый человек оказывается не настолько сильным и отважным, как он себя показывал. В случае реальной опасности он не в силах ей противостоять, а только трусит и сетует на ситуацию.

Что касается самостоятельного значения фразеологизма "Аника-воин", то оно также применяется к хвастунам, которые позиционируют себя храбрыми людьми только на словах, пока не столкнулись с реальной угрозой. Такой человек может показывать свою силу только по отношению к людям, которые слабее него и не могут дать достойный отпор.

Дополнительное значение фразеологизму "Аника-воин" придает еще и имя главного героя. Взято оно, предположительно из древнегреческого языка, где "а" обозначало приставку "не", а "ника" - "победа". По другой версии, это имя пришло из старинных византийских сказаний о герое Дигенисе, который часто характеризовался определением anikitos - непобедимый. Вероятно, русские переводчики могли воспринять это прилагательное в качестве имени собственного.

Употребление фразеологизма в литературе

Николай Александрович Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" употребляет этот оборот в третьей главе про богатыря Савелия. "Клейменый", "каторжный" дед Савелий, размышляя о судьбе нового поколения, произносит:

Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!

Также Аника-воин является героем народной драмы о царе Максимилиане. Там он изображен как высокий и толстый, грозный на лицо богатырь. По сюжету он побеждает посла из Рима, однако оказывается не в силах защитить царя от смерти, которая приходит во дворец и губит Максимилиана.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова аника-воин

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аника-воин

аники-воина (разг. ирон.). Неудачливый вояка.

Википедия

Аника-воин

Ани́ка-во́ин - герой русского народного стиха об Анике и Смерти. В переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.

В стихе молодой Аника-воин хвастается своей силой и разоряет беззащитных людей. В пути ему встречается Смерть и упрекает его за хвастовство. Аника-воин нисколько её не боится и вызывает на поединок. Смерть быстро одолевает его и он, раскаявшись о необдуманном слове, начинает умолять её дать ему хоть сколько-нибудь времени, но Смерть убивает его.

Видимо, русский стих восходит к «Повести о прении живота со смертью», которая пришла (не ранее XVI века) на Русь с Запада.

Имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos . Русские переписчики могли посчитать эпитет за имя собственное.

Аника-воин перешёл в поговорку «Аника-воин сидит да воет». Его имя упоминается в сказках, притчах, народной драме (например, в пьесе о «Царе Максимилиане», интермедии «Аника-воин»). Его нередко изображали с кратким изложением «Повести о прении живота со смертью» на лубочных картинках.