Синдром проторенной дорожки. По проторенной дорожке Слон против муравья

Близится пора отпусков, и многочисленные российские туристы год за годом выбирают для отдыха то место, к которому привыкли с детства, - Крым. Отличный выбор, особенно если запланировано автомобильное путешествие. В этой, ныне украинской автономной республике так много всевозможных природных, исторических и прочих достопримечательностей, что объездить их все на автобусе за один, даже очень длинный отпуск просто невозможно! Да и, если честно, некомфортно. Однако, решившись на такое длительное путешествие, необходимо подготовиться, чтобы не наступать на всевозможные технические, юридические и коммерческие грабли. Наглядно продемонстрировать журналистам, как избежать неприятностей и получить от отдыха только положительные впечатления, в очередной раз взялись организаторы пятого автопробега «Легенда Крыма-2007» - российский Фонд развития автотуризма, Министерство курортов и туризма Крыма и автомобильный клуб «Крым», а также спонсоры проекта-торговая марка «Легенда Крыма», фирменный магазин «Массандра», Севастопольский завод шампанских вин, винзавод «Солнечная долина» и российский дистрибьютор багажников Thule.

По родной земле

Согласно нашему маршруту, первая ночевка запланирована в мотеле на объездной Харькова, это около 750 км от Москвы. Такой вариант выглядит вполне разумно - хорошо выспавшись накануне, мы без проблем преодолели расстояние, даже не меняясь местами. На все про все вместе с таможней ушло около 12 часов. Дорога по российской части не преподносит крупных сюрпризов, хотя свои хитрости все-таки есть. Первую пришлось применить еще в Подмосковье. Выбравшись на «оперативный простор» Симферопольской автомагистрали, не спешите выжать из машины все соки. Несмотря на довольно высокий «потолок» в 110 км/ч, дорога утыкана ограничивающими скорость до 90 км/ч знаками и постами ДПС - на первые 200 км пути их приходится целых пять штук! После такого количества «засад» дорога по Тульской области воспринимается более спокойно, несмотря на не cамое лучшее состояние покрытия.

А вот в Орловской области водителю надо быть предельно внимательным: трасса то и дело ныряет в знаменитые орловские овраги«балки"BB и тут же круто взбирается на холмы… где торопливых отпускников терпеливо поджидает наряд гаишников с биноклем. Скорость их интересует редко, „секут“ запрещенные обгоны по встречной полосе. Призываем вас перед выездом из дома внимательно перечитать ПДД и „не покупаться“ на прерывистую разметку - если перед ней стоял знак „Обгон запрещен“, гаишник совершенно справедливо квалифицирует лихой маневр как выезд на встречку и попросит у вас права. Ввиду того, что по „времянке“ на Украину въехать не получится, ситуация может возникнуть самая неприятная. Кроме того, необходимо помнить, что по новым ПДД нельзя обгонять „тихохода“ (а их здесь хватает) в зоне действия запрета обгона - необходимо дождаться либо обозначенного перекрестка, либо начала (конца) населенного пункта, либо соответствующего знака на левой обочине. Кстати, советуем под завязку заправиться на объездной Орла - дальше между бензоколонками могут быть большие промежутки.

Счастливо миновав орловский выездной пост, въезжаем в более равнинную Курскую область. Здесь свои милицейские порядки. Запретов обгона минимум, зато предостаточно знаков ограничения скорости и буквально под каждым кустом может прятаться наряд с радаром. Он с удовольствием «принимает» и «обилечивает» даже превышающих на «невинные» 11 км/ч. Вроде бы мелочь, но драгоценное время потеряно - и, вместо того чтобы лишние минуты провести за рулем и еще на десяток километров приблизиться к заветному Черному морю, вы сидите в нагретой солнцем гаишной «шестерке» и ждете, пока вам дадут подписать протокол… Обидно, да? А вот не надо нарушать!

Следующая за Курской Белгородская область более лояльна к автомобилистам - дороги здесь ровнее и шире, а «засад» меньше. Если вы дисциплинированный водитель, то вам, скорее всего, грозит лишь формальная остановка на выездном посту, последнем перед границей. И вот вы уже подъезжаете к терминалу в Нехотеевке. Не торопитесь ломиться через границу. Мы предпочитаем сначала заправить машину и одну канистру (больше 20 литров топлива в братскую страну ввозить нельзя) на последней перед кордоном российской заправке. На Украине бензин в среднем на рубльдороже, а качество может подкачать. Здесь же, в киоске, можно купить наклейку RUS и обязательную украинскую страховку автогражданской ответственности. Самый доступный полис стоит примерно от 150 рублей. Он выдается на 15 суток без ограничения количества допущенных к управлению водителей. Пользуясь этим пунктом, имейте в виду, что на Украине управлять автомобилем в ваше отсутствие может только гражданин России с нотариально заверенной доверенностью с правом выезда за рубеж. Пускать не вписанных в полис, но имеющих корочки водителей с любым гражданством можно, однако только в присутствии владельца авто.

Кроме того, до пересечения границы нужно заполнить миграционную карточку - это можно сделать и самому, и за 40 рублей чужими руками - теми же, что выписывали вам полис автогражданки. А вот о правилах прохождения таможни советуем вам почитать заранее - в списке вещей, запрещенных к ввозу, фигурируют некоторые довольно распространенные товары и лекарства, так что будьте внимательны. Нами таможня была пройдена без каких-либо проблем - курортный сезон еще не начался, так что очередей на терминалах не было. По словам таможенников, и в горячую пору ожидание редко длится более двух часов - «основному» водителю это время вполне пригодится для сна, а порулить в пределах таможни сможет и новичок.

Тараканьи бега…

Итак, таможенные формальности благополучно улажены, и вот мы на всех парах несемся к Харькову. Кто-то уже поменял «пилота» и «штурмана» местами и ищет заветный указатель на Симферополь, а кто-то устраивается в мотеле на ночлег - у всех своя программа. И тем и другим не лишним будет озаботиться обменом валюты на местные гривны. Круглосуточные обменники есть и на харьковской объездной, и, например, в населенном пункте Мерефа. Если увидите на каком-нибудь из пунктов надпись «В Крыму курс хуже», придется поверить, деньги действительно выгоднее менять на территории «континентальной» Украины. Кстати: на обратном пути будьте осторожны, так как искать съезд на Белгород бесполезно - он не обозначен. Вам нужно будет либо повернуть налево на объездную под указатель «Киев. Сумы», либо уже в самом Харькове повернуть налево на Московский проспект вопреки указателю, упорно отсылающему не знакомых с местными дорогами россиян прямо.

А пока отпуск еще только впереди, мы проведем краткий экскурс по украинским дорожным порядкам. Местные ПДД не сильно отличаются от российских - главным образом, ограничениями скорости. В населенных пунктах действуют привычные 60 км/ч, на автомагистралях нельзя ехать более 130 км/ч, на дорогах для автомобилей - 110 км/ч, на всех прочих - не более 90 км/ч. Важный момент - ни за одно нарушение ПДД, если оно не привело к ДТП, служащие ДАI не имеют права изымать у россиян права или задерживать автомобиль - это делается только по решению суда. Так что, если вас «разводят» таким образом, смело звоните в консульство за поддержкой.

Но сначала надо убедиться в том, что перед вами… настоящий инспектор! В стране, особенно на границе Харьковской и Днепропетровской областей, действуют несколько групп псевдомилиционеров, представляющихся то экологической полицией, то некоей загадочной юридической службой, то еще каким-нибудь страшным словом. Мы их прозвали «тараканами» - за многочисленность и способность моментально разбегаться по кустам при определенных условиях, о которых я расскажу ниже. Итак, от нормальных стражей порядка они отличаются, вопервых, формой. Самые яркие отличия, заметные даже на скорости, - красные генеральские лампасы на брюках, отсутствие автомобиля ДАI c соответствующей раскраской и пистолета на поясе. Прочую мелочь вроде разных кокард и фуражек отметить может разве что наметанный глаз. Во-вторых, поведением - они открыто стоят по обеим обочинам трассы целыми толпами, иногда по 10–20 человек, в то время как наряд ДАI состоит из 2–3 человек на служебном автомобиле. Ну и, наконец, отсутствием каких-либо действующих документов и реальных полномочий. В частности, они вообще не имеют права останавливать автомобили ни под каким соусом. Соответственно, вы имеете полное право не останавливаться. Но только если на сто процентов уверены, что перед вами не настоящий сотрудник ДАI. Иначе можно нарваться на крупные неприятности - по украинским правилам неостановка по требованию инспектора является самым тяжелым нарушением ПДД и карается лишением прав на три года. Поэтому для тех, кто еще не научился отличать настоящих блюстителей ПДД от «тараканов», предлагаем следующий, лично опробованный метод. По взмаху жезла аккуратно останавливаете автомобиль на обочине и, не выходя из машины, кладете себе на колени включенный фотоаппарат (видеокамеру, диктофон). В 99 случаях из 100, увидев технику, ложный милиционер испаряется с проворством джинна, даже не поздоровавшись с вами. Если же «таракан» оказался слишком настырным, требуйте сначала предъявить вам документы, а уж потом лезьте за своими. Настоящий страж порядка без лишних препирательств должен показать удостоверение штатного сотрудника ДАI - пластиковую карточку с заламинированной фотографией. Скорее всего, на этом ваше общение и закончится.

… и прочие относительно честные способы

Если же вас тормознули правомерно и по делу, готовьтесь к «боданию» с инспектором. Украинские работники ДАI очень не любят составлять протоколы, всячески оттягивая эту процедуру и намекая на «мирное» решение вопроса. Поддаваться на такие уговоры или нет - решать вам. В любом случае имейте в виду, что машины с российскими номерами инспекторы стараются «окучивать» по максимальному «тарифу» - просят около 50 гривен, хотя вполне реально сторговаться на 20–30.

Если хотите вообще избежать утомительных контактов, можно пойти и другим путем, объехав Днепропетровск по «заброшенной дороге», идущей параллельно «обжитой» трассе. Однако учтите - там не будет не только псевдополицейских, но и обычных сотрудников ДАI, заправок, шиномонтажей, автосервисов, встречных и попутных… Зато обязательно попадется торчащая из бетонных плит арматура, так что рекомендовать эту трассу можно только «отморозкам в поисках ледяной свежести».

В Запорожье люди в синей форме практически исчезают с дорог (впрочем, в курортный сезон все может измениться), зато их место занимают кидалы. На один такой «патруль» мы едва не нарвались. На обочине трассы, мирно помигивая аварийкой, примостились две машины с украинскими номерами и несколько личностей «неславянской наружности». Увидев наш автомобиль, одна из «личностей» метнулась чуть не на середину дороги с протянутой рукой - мол, помоги, брат! Помочь брату-автомобилисту - святое дело, но шестым чувством я уловил подвох. Останавливаемся за «табором» на обочине так, чтобы впереди была чистая, не забитая другими машинами дорога, мотор не глушим, первая передача, сцепление и полная готовность немедленно рвануть с места. Приоткрываю окно, а мгновенно догнавшая нас «личность» уже тянется к ручке водительской двери. Не тут-то было - все двери заблокированы. Через щелку в окне пытается на ломаном русском спросить сначала карту, потом дорогу на Ростовна-Дону, потом еще какую-то муру и наконец протягивает мне в окно фальшивую «фамильную драгоценность» - перстень из желтого металла, который только пьяный может принять за золото. Это уже слишком - срываемся с места с пробуксовкой, забрасывая незадачливых кидал гравием, чтоб неповадно было.

Знающие люди говорят, что подобным бизнесом, правда, по более жесткому сценарию, промышляют и в Крыму - прокалывают колесо и, пока водитель его меняет, «пылесосят» салон. Впрочем, москвичам это все вполне знакомо. Так что не расслабляйтесь, будьте бдительны.

Последний бросок

Собственно говоря, после Запорожья практически и начинается Крым: задолго до поста ДПС на перешейке уже пахнет морем (пока еще Азовским), а по обеим сторонам дороги то и дело попадаются рыбные рынки. Здесь можно недорого затариться не только банальной вяленой камбалой и бычками, но и свежей осетриной и даже икрой. Не в наших правилах поддерживать браконьеров, поэтому проезжаем этот отрезок без остановки. Заправляемся на последней перед крымским постом АЗС и въезжаем на полуостров. До Джанкоя вариантов у нас немного, а вот после него есть несколько. Самая экстремальная дорога лежит через Арабатскую стрелку - песчаную косу, разделяющую Азовское море и озеро Сиваш. Рекомендовать этот путь можно лишь заядлым джиперам на подготовленных автомобилях, езда по стокилометровой гребенке, перемежающейся крупными ямами, запросто может ушатать подвеску обычной легковушки. Для нормальных автомобилей есть нормальные, асфальтовые трассы - прямо через Симферополь уходит дорога на южный берег Крыма, налево путь лежит на Феодосию, Коктебель и Судак, а повернув в Симферополе направо, можно попасть в Евпаторию. Какой бы маршрут вы ни выбрали, учтите - заключительная часть пути пролегает по более или менее крутому серпантину. Его, если вы стартовали из Харькова утром, скорее всего, придется проезжать уже в темноте. Так что трезво оцените силы и, если сомневаетесь в своем физическом состоянии или навыках езды по горным дорогам, устраивайтесь в Симферополе на ночлег, а свидание с горами отложите до утра. И красотой полюбуетесь, и удовольствие получите невероятное. Истинный драйвер хоть раз должен проехать как минимум по трем легендарным крымским дорогам, прокатиться по прибрежному серпантину от Феодосии до Алушты, подняться из Ялты на гору Ай-Петри и спуститься на Бахчисарай и доехать до Байдарских ворот со стороны моря (со стороны степного Крыма дорога не менее интересная, но она гораздо опаснее: серпантин там гравийный, а не асфальтовый). Даем гарантию - преодолевая крутые подъемы и коварные «обратные» повороты, вы почувствуете себя настоящим раллийным гонщиком, куда там Ари Ватанену с его «подъемом на холм». Главное - не забывайте про осторожность: серпантин не прощает ошибок. Удачного отпуска и шершавой дорожки!

Представьте, что перед вами нехоженое поле. Желто‑зеленая трава высотой вам по пояс слегка колышется на ветру. Вы хотите перебраться на другую сторону, но не видите ни одной тропинки. Что вы сделаете?

Поскольку проторенной дорожки нет, вы вольны выбрать любой путь. Это может быть прямая либо изогнутая линия или замкнутая петля.

Предположим, вы решили пойти по диагонали. В пути вы приминаете ногами траву, оставляя за собой след.

Когда в следующий раз вам потребуется перейти то же поле, как вы предпочтете это сделать? Наверняка пойдете той же дорогой, что и в первый раз, – путем наименьшего сопротивления.

Если вы будете ходить по этой тропе снова и снова, она станет такой истоптанной, что трава прекратит расти на ней и останется только земля. Всякий раз, пересекая поле, вы, скорее всего, выберете ту же тропу, тем самым делая ее все более глубокой.

Наше мышление подобно такому полю.

Мысли возникают как результат возбуждения определенных нервов. Стоит однажды появиться такой мысли‑тропинке, как она будет являться снова и снова. Этот нейронный путь становится самым используемым – дорогой наименьшего сопротивления. И в какой‑то момент выбор становится автоматическим. Я называю это «синдромом проторенной дорожки» (СПД).

Убеждение – проторенная дорожка в поле наших мыслей.

Эти тропинки упрощают обработку информации. Каждую секунду мы получаем биллионы битов информации. Поскольку невозможно сразу справиться с подобным объемом данных (некоторым людям трудно воспринимать даже один бит в секунду!), такие тропинки помогают эффективнее ориентироваться в мире.

Трудность заключается не в том, чтобы разрабатывать новые идеи, а в том, чтобы избегать старых.

Джон Мейнард Кейнс, экономист

Шаблоны помогают нам ориентироваться в мире. В психологии термин «шаблон» означает готовые установки или укоренившиеся идеи о чем бы то ни было. Их можно представить в виде ярлыков, которые мы вешаем на себя и других.



Вот пример. Первые шаблоны появляются у нас еще в детстве. Ребенок видит четвероногое животное, и мама называет его «собакой».

На прогулке в парке он встречает другое четвероногое существо. Оно иного окраса и гораздо меньше первого. «Собака», – говорит ребенок. «Да», – улыбается мама.

Так формируется шаблонное представление о собаке.

Вот ребенок едет в машине мимо фермы с четвероногими животными. «Собака», – показывает он на животных. «Нет, малыш, это лошади».

Эта обратная связь, благодаря которой ребенок понимает, что лошадь не собака и не только собаки ходят на четырех ногах, помогает ребенку скорректировать шаблон для понятия «собака», и однажды, встречая пса новой для него породы, он видит разницу между собакой и лошадью или любым другим четвероногим животным.

Шаблоны – неотъемлемая часть мышления, потому что позволяют обработать информацию в кратчайшие сроки. И чем эффективнее мозг реагирует на разные раздражители вроде фермы с четвероногими зверями, тем более сложные раздражители способен различать, например разновидности бульдогов.

Однако, с одной стороны, шаблоны имеют свои преимущества, а с другой – приводят к формированию стереотипов и глубоко укоренившихся убеждений, многие из которых оказываются не такими уж полезными, так как способны затруднять восприятие той новой информации, которая не соответствует шаблонам (как, например, попытка протолкнуть втулку с квадратным сечением в круглое отверстие: две геометрические фигуры в чем‑то похожи, но все же разные).

Если кто‑то идет неверной дорогой, ему нужна не мотивация, чтобы ускориться, а знание, которое поможет развернуться в обратную сторону.

Если рассматривать сказанное в рамках синдрома проторенной дорожки, шаблоны подобны вытоптанным тропинкам – глубоким колеям в земле, которые затрудняют создание новых дорог.

А теперь поговорим о шаблонах перфекционизма. Вот один из них: «Если я не могу быть совершенным, то я неполноценен». Такие люди вечно находят в себе недостатки и считают, что недостаточно хороши. Эти убеждения заставляют перфекционистов чувствовать себя неумелыми, несостоявшимися, ограниченными, второразрядными и даже бесполезными. Некоторые тратят все силы, стараясь доказать, что чего‑то стоят. Чувство своей бесполезности у иных людей настолько сильное, что они не позволяют окружающим приближаться к себе, боясь обнаружить свою неполноценность. Как вы понимаете, от таких укоренившихся убеждений очень трудно избавиться.

Прокладываем новые пути

А что если нам потребуется новая идея? Новая тропинка, которая ведет через поле? Представим, что на этот раз мы двинемся не по диагонали, а сделаем петлю. Что происходит с травой, когда мы прокладываем новый путь? Мы примнем ее, и бо льшая часть так и не поднимется. Если оглянуться, можно увидеть новую тропинку в поле.

В следующий раз, когда вам потребуется перейти поле, которую из двух троп вы выберете?

Если вам не нравится дорога, по которой вы идете, начните прокладывать другую.

Долли Партон, певица и киноактриса

Образование нового нейронного пути – это как протаптывание новой тропинки в поле. Загвоздка в том, что однажды проложенный путь еще не является хорошо проторенным. Пусть трава и примята на новой дорожке, старая тропа, на которой трава втоптана в землю, по‑прежнему остается путем наименьшего сопротивления, и мы предпочтем этот путь. А когда мы ходим таким путем довольно часто, то «выбираем» его, даже не задумываясь. Эта проторенная «тропа» – неоднократно повторенная мысль – становится автоматической: «выбор» переходит из зоны сознания, которую мы контролируем, в зону бессознательного, которую не контролируем совершенно.

Проще говоря, сознание хранит мысли, в которых мы отдаем себе отчет. В процессе внутреннего диалога мы осознанно обрабатываем разом весьма ограниченное количество информации, поэтому мозг создал эти кратчайшие пути, чтобы помочь нам справляться в сложном окружении. В результате мы даже не всегда осознаем все свои мысли – в противном случае были бы перегружены.

Подсознание, напротив, принимает и хранит огромный объем данных: слова песни, которую вы не слышали несколько лет, интерьер кухни в доме, где вы выросли, а также глубоко укоренившиеся убеждения, которые вы приобрели за всю свою жизнь, начиная с детских лет и по сей день. И хотя мы предпочитаем думать, что сознательно руководим всем происходящим, именно подсознание осуществляет бо льшую часть контроля. Подсознание не только влияет на сознание, но и управляет телом, эмоциями и поведением.

В своем бестселлере The Ant and the Elephant: Leadership for the Self («Слон и муравей: как управлять собой»)лектор и мой друг Винс Посенте цитирует результаты исследований, проведенных доктором Ли Пулосом, который выяснил, что каждую секунду сознание оперирует двумя тысячами нейронов, в то время как подсознание использует четыре миллиарда нейронов. Соотношение между двумя показателями похоже на разницу между муравьем (сознание) и слоном (подсознание).

Это как перетягивание каната: муравей, представляющий сознание, держит один конец, а слон, отвечающий за подсознание, – другой. Угадайте, кто из них будет побеждать практически каждую игру? Конечно, слон‑подсознание.

Слон против муравья

Это великое неравенство – причина, по которой проговаривание новой мысли не помогает одним махом перевернуть ваши убеждения. Даже неоднократно повторяемые новые установки, вроде так называемых аффирмаций, часто не срабатывают сами по себе. Почему? Муравей может тянуть изо всех сил, но он по‑прежнему будет соревноваться со слоном.

У меня была клиентка по имени Беки, которая до меня ходила к другому психотерапевту. Встретившись со мной, она сказала: «Я хочу быть счастливой, но чувствую себя неудачницей. Другой психолог сказал мне снова и снова повторять, что я успешна. Но это не помогло. Я даже чувствую себя еще большей неудачницей».

Повторение подобных аффирмаций может восприниматься как нечто неестественное. Вы говорите себе что‑то, но на глубинном уровне подсознание опровергает это утверждение.

Рассмотрим ситуацию Беки в рамках синдрома проторенной дорожки. Ее вытоптанная тропа – это укоренившееся убеждение: «Я неудачница». Несмотря на то что однажды она взялась прокладывать новый путь (то есть повторять себе, что она успешна), ее подсознание продолжало выбирать старую дорогу – путь наименьшего сопротивления.

Иными словами, представьте, что не просто снова и снова проходите своей дорогой, а толкаете по ней тележку. Вы столько раз прошли здесь, что образовалась колея. И если однажды вы решите сознательно вывести тележку из колеи, на уровень выше, это вам удастся. Но как только вы прекратите прилагать осознанные усилия, тележка скатится обратно, на свой проторенный бессознательный путь.

Подобным образом вы можете сознательно укоренять новую мысль – пусть больше одного раза, пусть регулярно на протяжении какого‑то времени, но это не помешает подсознанию соскальзывать на старую тропу, и вы этого даже не заметите.

Попробуем критически оценить положение дел. Мы решились на перемены. Перед нами серьезное препятствие в виде тяжеловесной, сложно функционирующей системы нейронов, которая мешает нам на каждом шагу. Ситуация безвыходная? Нет! К счастью, один из способов, которым мы укореняем бесполезные шаблоны поведения, может действовать нам во благо.

Частое повторение – не единственный способ проложить новый путь. Глубокий след способны оставить эмоции. Мысль, которая появляется вместе с эмоцией, оставит более заметный отпечаток, чем та же мысль сама по себе. И чем ярче эмоция, тем сильнее будет след. Яркая эмоция подобна тяжести свыше ста килограммов, которую вы тащите с собой по дороге. Больший вес позволит оставить более глубокую колею.

Итак, эмоции способны оставлять более глубокие следы. К сожалению, исследования говорят о том, что мозг тяготеет к запоминанию плохого. Мы быстрее замечаем, обрабатываем и отправляем на хранение негативную информацию. Почему? В двух словах: для собственной безопасности. Если бы наши предки, услышав из кустов подозрительный хруст, производимый саблезубым тигром, думали: «Там явно нет ничего особенного», – им не довелось бы стать чьими‑то предками. Десятки тысяч лет склонность к плохим мыслям буквально спасала жизнь. Именно поэтому негативная информация более «прилипчивая», а плохие мысли так настойчиво крутятся у нас в голове.

Как переменить свои убеждения? Новая информация, вроде аффирмаций, поступает к вам через сознание. Она может временно остаться на этом поверхностном уровне либо проникнуть в подсознание. Для того чтобы новая мысль попала в область бессознательного, необходимы настойчивые повторения, подкрепленные эмоциями. То, как добиваться положительных перемен, обсудим в «Руководстве к действию».

Пока ты идешь вперед, ты создаешь собственный мир.

Уинстон Черчилль, политик

    Прил., кол во синонимов: 2 действовавший, не ища новых путей (1) дей … Словарь синонимов

    Разг. Вести привычный образ жизни. Ф 1, 220 …

    Глаг., нсв., употр. наиб. часто Морфология: я иду, ты идёшь, он/она/оно идёт, мы идём, вы идёте, они идут, иди, идите, шёл, шла, шло, шли, шедший, идя 1. Если вы идете, значит, вы передвигаетесь в вертикальном положении, поочерёдно переставляя… … Толковый словарь Дмитриева

    Батыева (Ботеева, Ботёва, Потеева) дорожка. См. Батыева дорога (ДОРОГА). Беговая дорожка. Жарг. шк. Шутл. Школьный коридор. Максимов, 29. Гусиная (журавлиная) дорожка. См. Гусиная дорога (ДОРОГА) Дорожка тужит. Прикам. Шутл. О необходимости… … Большой словарь русских поговорок

    Ая, ое. 1. прич. страд. прош. от проторить. 2. в знач. прил. Наезженный, протоптанный (о пути, дороге). Кроме широкой линии дороги, пролегающей через этот парк, весь он изрезан проторенными, отлично укатанными проселками. Гл. Успенский, Письма с… … Малый академический словарь

    И, род. мн. жек, дат. жкам, ж. 1. уменьш. к дорога (в 1 знач.). 2. Устроенная для ходьбы узкая дорога в садах, парках и т. п. Расчистить дорожки в парке. □ [Петр] быстро вскочил, оделся и по росистым дорожкам сада побежал к старой мельнице.… … Малый академический словарь

    Лазаревич В. С. (1882 1938; автобиография) род. 2 (15) сентября 1882 г. Отец Л. малоземельный крестьянин Гродненской губ., Сокольского уезда. Сначала крестьянствовал в дер. Островке, но земля плохо его кормила, и он ушел на Сестрорецкий Оружейный …

    Поэт; родился 7 го февраля 1783 года в Черниговской губернии, в семье священника; образование получил в Черниговской Семинарии, из которой затем поступил в Медико Хирургическую Академию в Петербурге. По данным формуляра, курс Академии он окончил… … Большая биографическая энциклопедия

    Серия статей о возможном облике перспективной боевой машины пехоты, опубликованных в ТиВ, вызвала немалый интерес читателей. Здесь мы в порядке дискуссии публикуем мнение подполковника Ю.В. Евграфова. Автор много лет проработал… … Энциклопедия техники

    Обсуждение участника:Khaan 16 04 2009 Ворота в мой двор Меня всегда бесило то, что в мой двор постоянно кто то ходит справлять естественную нужду. Просто Народная тропа какая–то. Какого хуя? Сначала я думал, что это связано с тем, что это центр… … Википедия