Барашек в бумажке - что означает эта фраза? Барашек в бумажке значение фразеологизма

На Руси такая фраза впервые была напечатана в сатирическом издании, которое было очень поучительным. Его называли - Всякой всячиной, а курировала его известная Екатерина вторая.

Он печатался под ее присмотром, а редакция была негласной. Там порицались поступки чиновников, которые занимались взятками и обирали других.

Она критиковала таких личностей в этом журнальчике и писала о подьячих, что те гребут деньги со всех с кого можно , а чтобы не говорить вслух о деньгах, то придумали барашка в бумажке.

Оказывается взятки были популярны ранее, а не только в современном мире, где теперь они называются откатами.

В то время денег в виде бумажек не было, тогда расчет шел различными вещами, либо продуктами питания.

В ход шло все, дарились даже шкуры животных, а также живые коровы или барашки. В то время так и говорили о взятке, что следует подать барашка воеводе или судье, попу, либо другим кто в этом нуждался.

А вот когда появились первые деньги в виде бумажек, то стали давать их, но заворачивали в бумагу. Вот и пошла фраза о барашках, которые завернули в бумажки.

Сейчас такая фраза может применяться в другом значении. Это значит, что какой то чин получил взятку, часто это значительные люди.

Сейчас такого барашка дают в конверте и часто в валюте, а не рублях. Давно известно, что коррупция существовала всегда, даже в древние старинные времена.

И она никуда не исчезает, а лишь процветает активнее. Об этом даже упоминается в Библии и Завете.

Вот такая забавная история происхождения данного словосочетания. А барашков как давали взятками, так и продолжают это делать, хотя уже прошло очень много лет и веков.

БАРАШЕК В БУМАЖКЕ

В этой главе стоит рассказать о другом крылатом выражении, широко бытовавшем в прежние времена, и которое, к примеру, М. Е. Салтыков-Щедрин использовал в своих произведениях - в "Господах Головлевых", "Благонравных речах" и "Сатирах в прозе". Речь идет о выражении "барашек в бумажке".

В предисловии к популярному сборнику "Крылатые слова" его авторы Н. С. Ашукин и М. Г. Ашукина написали, что эта старинная русская поговорка родилась в среде подьячих... Что ж, предположение вполне приемлемо, так как писари, подьячие и другие чиновники не раз видели, как исправнику или какому-либо другому должностному лицу подсовывали "красненькие" или "радужные", да еще, может быть, и свернутые в трубочку... Однако исток этого выражения, думается, стоит поискать в истории более ранней.

Баран был самым распространенным домашним животным, как читатели убедились, не только на Руси. В давние времена, когда денег в обращении либо вовсе не было, либо их было мало, именно баран (овца) был ходовым товаром, или, как говорят ученые, натуральной платежной единицей. Позже, когда деньги были в ходу, уже можно было, например, заплатить подать "барана, ино за барана 2 алтына". Еще долго баран оставался основой расчета. Как утверждает автор книги "В мире слов" Б. Казанский, именно так возникло выражение "за баран" - как всякий принудительный платеж. Он приводит ряд письменных примеров начиная с 1337 г., т. е. о времен Ивана Калиты: "...а друг у друга межу кто переорет (запашет) или перекосит - вины баран, а меж сел межу - 30 белок".

1438 г. "...А кто у кого межу переорет или перекосит, взять на виноватом за баран 8 денег". XVIII в. "Кто у кого межу переорет - межевой баран 2 алтына, кто у кого перекосит - перекосный баран 8 денег".

Так "баран" был денежным эквивалентом, податью, штрафом, наконец, стал синонимом взятки. Образно и метко!

Баран изображался на серебряной монете Пантикапеи - античного города в Крыму, столице Боспорского государства (современная Керчь), еще в V в. до o н. э. На лицевой стороне - голова льва, на оборотной - голова барана и начальные буквы названия города. Эта монета сейчас хранится в Эрмитаже.

В иранской мифологии баран связан с Фарнаном - божеством огня (к этому мифическому божеству восходит современное слово "фара"). Его божественная сущность - приносить счастье, добро, олицетворять хорошую судьбу - как греческая Тихе и римская Фортуна. В таджикской мифологии душа барана, связанная с Фарнаном, помогает душе человека перейти мост, ведущий в рай. В сасанидском искусстве Фарн воплощен в баране: царь Шапур II участвовал в сражениях в богатом головном уборе в виде бараньей головы. Сходные изображения известны на кушано-сасанидских монетах.

Есть что-то общее между бараном и мифической козой Амалфеей, в частности все, что связано с рогами. В глубокой древности рога были символом власти и могущества. Многие мифические боги изображались с рогами. Так. рога были у Пана, которому приписывается изобретение расположения войск в две линии - Рог войска. Был украшен рогами Вакх, которому вино давало силу и смелость, а пили его из первых сосудов - бычьих рогов. Александр Македонский носил на каске рога... Различные варианты греческого мифа о козе Амалфее рассказывают о том, что один рог ей обломил Юпитер и подарил его дочерям критского царя Милисса, при этом сообщил рогу чудесную силу наполняться всем в изобилии. По другой версии, коза сама обломила свой рог, и Юпитер наполнил его травами и плодами и поместил его между звездами.

Удивительно, но факт: на петроглифах Армянского нагорья, высоко в горах встречается фигура безарового козла. Если верить мифам и легендам, то это животное служило олицетворением небесной стихии. А рядом... округлый предмет, очень похожий на летающую тарелку!

В словаре А. Преображенского находим интересное толкование происхождения слова "барыш", перекликающееся со словом "баран" не только в звуковом отношении. Оказывается, "барыш" на болгарском и польском языках означает - уговор, условие, посредник, что подтверждает взаимопроникновение понятий, перенос значений слов и их взаимообогащение.

Изображение барана присутствует на многих монетах мира и по сей день. Так что "барашек" уже давно не в "бумажке", а в металле.

Однако крылатое выражение "барашек в бумажке" явно родилось уже во времена, когда в России ходили бумажные деньги. Впервые вопрос о выпуске русских бумажных денег был поднят еще при Елизавете Петровне. Однако проект о выпуске ассигнаций был отвергнут сенатом. При Петре III 25 мая 1762 г. последовал указ сенату "наделать как наискорее банковых билетов на 5 милл. р.", дабы "сии билеты и в самом деле за наличную монету ходили...". Банковые билеты были изготовлены таких достоинств: 10, 50, 100 и 1000 руб., однако ввиду происшедшего в том же году государственного переворота их уничтожили.

К идее о выпуске бумажных денег вернулись при Екатерине II, когда государственные расходы грозили крупными дефицитами, и 29 декабря 1768 г. Екатерина подписала Манифест. Выпуск мотивировался тем, что, "во-первых, удостоверились мы, что тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же в обращении, во-вторых, что дальний перевоз всякой монеты многим неудобствам подвержен, и, наконец, в-третьих, увидела мы, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России, по примеру разных Европейских областей, таких учреждений, которые бы чинили надлежащие денег обороты...". Фактически обращение ассигнаций началось 12 января 1769 г., заготовлены они были "на нарочно для этого сделанной бумаге" достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб.

Так появились квадратные серенькие листки бумаги, отпечатанные сенатской типографией и подписанные тогдашним "четырехугольником": двумя сенаторами, директором банками кассиром. Следующий выпуск был в 1786 г. Caмые обиходные пяти- и десятирублевки отпечатаны так, чтобы народ не перепутал их при сделках: ярко-красные и ярко-синие. С той поры и осталось - "красненькие" и "синенькие", изготовленные из хлопка.

В начале XIX столетия бумажный рубль стоил всего четверть рубля серебром. Таким образом, пророческими стали слова русского экономиста XVIII в. Н. Мордвинова: "Превышение меры в выпусках бумажной монеты по строгой правде не может быть иначе представляемо, как в виде неприметного похищения частей из имущества каждого".


"Керенки"

Купюры достоинством от 10 до 100 руб. стали называться банковскими билетами, а рубли, трехрублевые и пятирублевые купюры - казначейскими. И разница не только в названии: первые обеспечиваются золотом и драгоценными металлами, вторые - товарами

Судьбами бумажных денег занимаются "бонисты" - коллекционеры бумажных денег. Миллиардную коллекцию бумажных денег всех времен и народов "держит" известный писатель-дальневосточник Николай Дмитриевич Наволочкин, коллекция которого помогает ему в творческой работе. На основе своей коллекции он написал увлекательнейшую книгу "Дело о полутора миллионах".

"Барашек в бумажке"
В русской литературе впервые встречается в сатирико-нравоучительном журнале XVIII в. «Всякая всячина», который выходил под негласной редакцией императрицы Екатерины II. Там русская царица, порицая взяточничество мелкого российского чиновничества, одновременно с этим дает толкование этому выражению: «Подьячие... со всех берут деньги, и с правых, и с виноватых; деньги эти челобитчики обвертывают бумагою... А чтобы выговор не столь тягостен показался ушам челобитчико-вым, ежели подьячий потребует у него денег, то выдумали они сие слово: принеси мне барашка в бумажке!»

Словосочетание «барашка в бумажке дать» обычно ассоциируется с именем М. Е. Салтыкова-Щедрина, поскольку встречается в его сатирах очень часто («Письма к тетеньке», «Сатира в прозе», «Благонамеренные речи», «Господа Головлевы» и др.). Благодаря столь частому использованию писателем этого выражения, оно обрело популярность, стало крылатым. Но не сатирик его автор, ибо это, по его же словам, «очень древнее выражение, нечто вроде пещерной конституции».
Иносказательно: взятка, подкуп.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Прочитал про "барашка в бумажке" и заинтересовался историей коррупции в России. Оказывается корни её столь длинны и развиты, что пытаясь перерубить их, мы только повреждаем маленькие отросточки этой системы. Не стану заниматься анализом а приведу сразу исторический экскурс.
Всю историю "мздоимства" и "лихоимства" прослеживать не будем, а только посмотрим, как это было вплоть до Екатерины II, про которую и прочитал в выше упомянутом тексте.

История коррупции в России
Третья беда России

Как известно Гоголь определил две главные беды России - «дураки и дороги». Но думается, что этих самых российских бед значительно больше. И, прежде всего, к их числу можно отнести коррупцию, которая словно неизлечимая болезнь сопровождает наше государство на всем пути его развития. В разные периоды она доставляла то большее, то меньшее беспокойство государственному организму, не раз ставила его на грань жизни и смерти, но, несмотря на многообразные способы лечения, никогда не исчезала совсем.

Коррупция, одной из основных составляющих которой является взяточничество, осуждается во всем мире, но существует с незапамятных времен и не собирается исчезать. Еще в Ветхом Завете упоминается одна из божьих заповедей народу: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» . Но природа людей несовершенна, они не очень-то следуют в своей жизни и божьим заповедям, и нормам Закона.

Коррупция на Руси развивалась и крепла по мере развития государственного аппарата. Государство управляет своими гражданами через назначаемых им должностных лиц, которые формально должны руководствоваться в своей деятельности духом и буквой Закона. Однако, как известно, законы в России - «что дышло», а потому чиновник может как действовать, так и бездействовать, а может и вообще поступать вопреки Закону. В XVII веке на Руси для определения видов взятки существовало несколько юридических названий: почести, поминки и посулы. Любопытно, что «почести» (предварительная «подмазка» должностного лица) и «поминки» (подарок «по итогам») считались вполне законными вещами, а вот за «посулы», то есть за нарушение закона за плату, полагались телесные наказания.

Именно за посулы в 1654 году пострадали князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги с купцов, которых царь Алексей Михайлович собирался переселить в Москву. Купцам туда не хотелось, и они предпочли дать взятку, не подозревая, что царь уже и отменил свое решение. Тем не менее князь потребовал с купцов 150 рублей, а дьяк — 30 рублей и бочку вина, за что оба прилюдно были биты кнутом.

Позже уголовное право царской России разделило взяточничество на два вида: мздоимство и лихоимство. Взятка, данная за совершение действия, входящего в круг обязанностей должностного лица трактовалась как мздоимство . Взятка за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности трактовалась как лихоимство . Причем к мздоимству само государство и народ относились издавна довольно терпимо. Еще во времена Древней Руси для чиновников стал практиковаться византийский принцип - им не платили жалованья, но позволяли кормиться за счет подношений народа.
Вообще, этот византийский принцип будет потом преследовать Россию, словно призрак, на всем пути ее развития. Напомнит он о себе даже в социалистические времена, когда крупные чиновники словно бы находились на кормлении у народа. Зарплата у них была сравнительно невысокой, зато за счет спецраспределителей и номенклатурных связей они имели возможность кататься как сыр в масле. И нынешняя тяга политической элиты к непомерной роскоши - это тоже из «византийской оперы».

Самой «хлебной» должностью в России XVI-XVII веков была должность воеводы. Чтобы не допускать чрезмерного обогащения воевод, царь даже ограничил период их полномочий двумя годами. А чтобы они за эти два года не превратились в «олигархов», их имущество проверялось на царских заставах, когда воеводы возвращались через два года с места службы. Воеводские возы и подводы обыскивались без всякого стеснения, и ежели возникало впечатление, что они везут слишком много добра, то излишки безжалостно реквизировались в пользу казны.
Византийский путь, может быть, был наиболее приемлемым для молодого и бедного государства Российского, но отнюдь не самым лучшим. Верховная власть, не создав четкого механизма вознаграждения труда чиновников, переложила груз обеспечения воевод и подьячих на посадских и уездных людей. И тем самым положила начало безудержной российской коррупции и бесконечной цепи взаимных обид и жалоб. Народ невзлюбил чиновников, чиновники - народ. Бывало, что пока в земской избе один подьячий писал под диктовку старосты челобитную не ненасытность воеводы, в то же самое время в съезжей избе другой подьячий писал под диктовку воеводы жалобу на старосту.

Постепенно, с формированием и укреплением государственного аппарата в России стала укрепляться бюрократия - особая каста чиновников, получавших жалование из казны. Она впитала в себя традиции прошлых поколений чиновников, а потому относилась к «кормлениям», как к своему священному наследственному праву, даже несмотря на жалование. Впрочем, народ, хотя и любил поязвить по этому поводу, но особо не противился. В порядке вещей считалась материальная благодарность чиновникам за оформление документов или какую-либо другую их работу. Обычным делом были и подарки им к именинам и праздникам. Понятно, что грань между разрешенной «почестью» и запрещенным «посулом» была весьма зыбкой, что способствовало злоупотреблениям со стороны чиновников. Недаром в народе появилось множество поговорок: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всякий подъячий любит калач горячий», «Приказный проказлив: руки крюки, пальцы грабли, вся подкладка - один карман».
Вообще коррупция обогатила русский язык большим количеством поговорок, множеством крылатых выражений, составляющих специальную терминологию взяточничества: «барашка в бумажке», «безгрешный доход», «не подмажешь, не поедешь», «мзда», «хапен зи гевезен» и прочее. Например, выражение «остаться с носом» не имеет никакого отношения к детали человеческого лица. На Руси «проносом» или попросту «носом» называли взятку, которую проситель приносил в государственное учреждение спрятанную под полой. Если подьячий или судья не принимал подношение, проситель уходил вместе со своим «носом» не солоно хлебавши.

Неудача Петра Великого

Великий реформатор Петр I, казалось, умел добиваться, всего, что задумает. Он прорубил «окно в Европу», построил флот, побил доселе непобедимых шведов, поднял на небывалый уровень промышленность, возвел среди болот Северную Пальмиру и, наконец, европеизировал страну, заставив народ не только одеваться, но и мыслить по-новому.
Свояк Петра князь Б.Куракин в своих записках отмечал, что зародившееся в правление царицы Натальи Кирилловны «мздоимство великое и кража государственная, что доныне (писано в 1727 году) продолжается с умножением, а вывести сию язву трудно». Чего только Петр I не делал для искоренения этой язвы. И показывал подданным пример собственным поведением. Будучи самодержавным властителем огромной империи, он повелел назначить себе офицерское жалование, на которое и жил, порой испытывая серьезные финансовые затруднения. Когда, вследствие повторной женитьбы, жалования стало хронически не хватать на жизнь, полковник Петр Алексеевич Романов попросил Александра Меншикова, имевшего в ту пору высшее воинское звание Генералиссимуса, ходатайствовать перед Сенатом о присвоении ему, царю, звания генерала, которому полагалось более высокое жалование.

Государь-реформатор хотел, чтобы и чиновники брали пример со своего царя - честно жили на одну зарплату. А потому в 1715 повелел платить им
жалование из казны.

Но даже царскому другу Меншикову, не говоря уже о всех прочих подданных, пример государя был не указ. Бояре, дворяне, купцы и чиновники воровали и «брали на лапу» просто бессовестно. Разгул мздоимства не мог укрыться от ока Петра, и он от воспитательных мер переходил к более действенным - к наказаниям. Особо злостных казнокрадов показательно казнили. В 1721 году за взятки под самыми окнами юстиц-коллегии на Васильевском острове повесили сибирского губернатора князя Гагарина. А потом образцово-показательно его несколько раз перевешивали в разных местах Петербурга. Был примерно наказан и еще ряд высокопоставленных чиновников. Например, знаменитый фискал Нестеров , раскрывший столько чужих злоупотреблений, сам попался на мздоимстве и был казнен.
Для борьбы с казнокрадством на местах Петр I отряжал в волости своих комиссаров, но подчас и сами царские уполномоченные оказывались нечисты на руку. В 1725 году за казнокрадство и взятки были повешены комиссары Арцибашев, Баранов, Волоцкий. Казнены они были в волостях, где занимались мздоимством.

Особо приближенных персон Петр I за злоупотребления суду не придавал, но безжалостно самолично отхаживал их палкой. Особенно доставалось царскому любимцу Алексашке Меншикову. Сначала государь пытался вразумить его словами. В 1711 году Петру I доложили, что Меншиков в Польше занимается злоупотреблениями и он отписал ему: «Зело прошу, чтобы вы такими малыми прибытками не потеряли своей славы и кредита». Меншиков сделал выводы. И не стал более «мараться» мелкими прибытками, а стал брать по-крупному. Состояние бывшего безродного бедного сержанта Преображенского полка стало одним из больших в стране. Он владел многомиллионными вкладами в зарубежных банках, только драгоценностей у него было на полтора миллиона рублей. Не случайно казнокрадство Меншикова стало притчей во языцах, а настоящим памятником его воровства стал дворец Александра Даниловича в Петербурге. С ним связана такая легенда:

Как-то покидая столицу, царь Петр поручил Меншикову, как градоначальнику, контролировать строительство здания 12-ти коллегий. А чтобы, тот исправнее выполнил поручение, посулил ему подарить в личное пользование всю землю, что останется свободной на набережной Невы после постройки. Приехавший на место, выделенное под застройку, градоначальник Меншиков вскоре понял, что щедрый царский подарок - фикция, свободного места не оставалось. И тогда он, с присущей ему смекалкой, сообразил, как и поручение выполнить, и себя не обидеть.

Александр Данилович развернул чертеж, отчего длинное здание оказалось к Неве торцом. Так и начал строительство. Когда вернувшийся Петр увидел, как заложен фундамент, он в бешенстве поволок Меншикова вдоль будущего фасада и молотил его дубинкой у каждой коллегии. Но царское слово свое сдержал и землю «Алексашке» подарил.

Колачивал царь своего приближенного еще не раз, но Меншиков неизменно умел найти способ сгладить гнев государя. Однажды, когда царю в очередной раз пожаловались на бессовестные поборы со стороны Меншикове, Петр I в гневе поколотил светлейшего князя палкой. Александр Данилович крепко пострадал - царь разбил ему нос и поставил под глазом здоровенный фонарь. А после чего выгнал со словами: - Ступай вон, щучий сын, и чтоб ноги твоей у меня больше не было! Меншиков ослушаться не смел, исчез, но через минуту снова вошел в кабинет... на руках!

Один из самых «громких» коррупционных скандалов в петровскую эпоху был связан с казнокрадством при подрядах в армию. В нем оказались замешаны именитые государственные вельможи: Александр Меншиков, граф Апраксин, канцлер граф Головкин, петербургский вице-губернатор Яков Корсаков, сенатор князь Григорий Волконский и сенатор Опухтин. По результатам расследования на Меншикова был наложен денежный начет в сумме 145 тысяч рублей, но штраф им так и не был внесен в казну.

Петр I пытался выстроить в государстве систему борьбы с коррупцией. Сообщениями «о похищении казны» первоначально занималась тайная канцелярия во главе во главе с графом П.А.Толстым. И работала она на совесть. Историк Карамзин писал так: «Тайная канцелярия день и ночь работала в Преображенском: пытки и казни служили средством нашего преобразования государственного». Но видимо со времен дел по казнокрадству стало так много, что их передали из тайной канцелярии в общую юстицию. Не пытки, ни казни, ни общественный позор не останавливали взяточников.
Один из иностранцев, посетивших Россию в царствование Петра, писал: «На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением их на должность им предоставлено право высасывать народ до костей и на разрушении его благосостояния основывать свое счастье». Порой складывается впечатление, что царь Петр в одиночку вел бой с многоголовой гидрой коррупции и что он чуть ли не единственный, кто жил исключительно на государственное жалование. Остальные дворяне и чиновники к проблеме мздоимства относились гораздо терпимее. В этом плане весьма показательна одна известная история:

Как-то в конце жизни Петр I, выведенный из себя повальным воровством государевых людей и отчаявшийся их перевоспитать, пригрозил в Сенате вешать всякого чиновника, укравшего настолько, сколько нужно на покупку веревки. Однако главный блюститель закона генерал-прокурор Ягужинский остудил тогда праведный гнев царя знаменитой фразой: «Разве ваше величество хотите царствовать один, без слуг и без подданных. Мы все воруем, только один больше и приметнее другого».

Взошедшая на трон дочь Петра I Елизавета не пеклась столь рьяно, как ее батюшка, об искоренении коррупции. А потому вернула страну к прежним порядкам. Была отменена выплата жалования чиновникам, но при этом и отменена смертная казнь за взяточничество. В результате «кормление от дел» опять стало для честных чиновников единственным способом не умереть с голоду, а нечестные чиновники вовсе перестали бояться чего-либо. Хищения, мздоимство и лихоимство царили повсеместно. И царице оставалось лишь констатировать этот факт: «Ненасытная жажда корысти дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам». Сенат пытался было что-то предпринять для ограничения разгула коррупции, но эффективность его мер была мала. Например, он постановил менять воевод каждые пять лет, но фактически это решение осталось только на бумаге.

Екатерина II оказалась гораздо более верной заветам Петра I. Едва взойдя на престол, она дала понять своему народу, что не намерена потакать взяточникам, а чиновникам - что их проделки не укроются от ее ока.

Узнав, что в Новгородской губернии необходимо дать взятку для того, чтобы быть допущенным к присяге ей, новой императрице, она пришла в возмущение. Мало того, что присяга была делом обязательным, так еще и уклонение от нее преследовалось по закону. «Сердце Наше содрогнулось, - писала Екатерина в своем указе, - когда Мы услышали... что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге Нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга Мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное... преступление по справедливости должен быть лишен жизни».
Смертную казнь лихоимцам императрица вводить не стала, а вот выплату жалованья чиновникам возродила. И содержание им установила вполне приличное, позволяющее жить вполне достойно. В 1763 году годовой оклад служащего средней руки составлял: 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, 60 рублей - в губернских и 30 рублей - в уездных. Для определения покупательной способности этих денег, можно сказать, что пуд зерна в то время стоил 10-15 копеек.

Екатерина II была мудрой женщиной, не даром ее прозвали Великой. Вот только при всей своей мудрости Екатерина II не нашла рецепта как разрешить проблему хищений и взяточничества государственных чиновников в России, которая порой приводила к весьма серьезным последствиям. Во всяком случае, знаменитый поэт, «благословивший» Пушкина, Гавриил Романович Державин считал, что одной из причин пугачевского бунта стало лихоимство помещиков и чиновного люда. Он писал казанскому губернатору фон Брандту: «Надобно остановить грабительство, или чтоб сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей. Сколько я мог приметить, это лихоимство производит наиболее ропота в жителях, потому что всякий, кто имеет с ними
малейшее дело, грабит их. Это делает легковерную и неразумную чернь недовольною, и, если смею говорить откровенно, это всего более поддерживает язву, которая свирепствует в нашем отечестве».

Державин знал, о чем говорил. Он вошел в историю не только как выдающийся поэт, но и как первый министр юстиции России. Например, известно, что Гавриил Державин контролировал расследование дела в отношении банкира Сутерланда. Банкир изрядно проворовался. Когда у него обнаружилась недостача двух миллионов казенных денег, он объявил себя банкротом, а потом отравился. В ходе расследования стало выясняться, что помогали Сутерланду тратить казенные деньги важные государственные сановники.

Впрочем, и Екатерина II реально оценивала, что многие ее чиновники живут не на одну зарплату. А потому снова и снова пыталась их усовестить и перевоспитать. Как-то, ознакомилась с результатами ревизии Белгородской губернии, то была настолько возмущена, что выпустила специальный указ, который гласил: «Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей
вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас... манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования…»
Но, увы, даже матерные увещевания не особо помогали в борьбе с коррупцией.

Барашек в бумажке

Барашек в бумажке
В русской литературе впервые встречается в сатирико-нравоучительном журнале XVIII в. «Всякая всячина», который выходил под негласной редакцией императрицы Екатерины II. Там русская царица, порицая взяточничество мелкого российского чиновничества, одновременно с этим дает толкование этому выражению: «Подьячие... со всех берут деньги, и с правых, и с виноватых; деньги эти челобитчики обвертывают бумагою... А чтобы выговор не столь тягостен показался ушам челобитчико-вым, ежели подьячий потребует у него денег, то выдумали они сие слово: принеси мне барашка в бумажке!»
Словосочетание «барашка в бумажке дать» обычно ассоциируется с именем М. Е. Салтыкова-Щедрина, поскольку встречается в его сатирах очень часто («Письма к тетеньке», «Сатира в прозе», «Благонамеренные речи», «Господа Головлевы» и др.). Благодаря столь частому использованию писателем этого выражения, оно обрело популярность, стало крылатым. Но не сатирик его автор, ибо это, по его же словам, «очень древнее выражение, нечто вроде пещерной конституции».
Иносказательно: взятка, подкуп.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Барашек в бумажке" в других словарях:

    Взятка (Даль, баран) См … Словарь синонимов

    - (иноск.) взятка Ср. На расходы я тебе две двадцатипятирублевеньких отпущу. Знаю ведь я, все знаю! И там сунуть придется, и в другом месте барашка в бумажке подарить. Салтыков. Г да Головлевы. 5. Ср. Возможно ли теперича все порядки нарушать? Чтоб … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Барашек в бумажке - Устар. Ирон. Взятка. Не знаю уж, какой чудотворец пропихнул меня в гимназию, в приготовительный класс. Думаю, что не обошлось здесь без барашка в бумажке, сунули, должно быть, кому следует (Куприн. С улицы) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    ◘ барашек в бумажке - Взятка. В Петербург дозарезу надо съездить справки там пособирать да барашка в бумажке кой кому сунуть. // Мельников Печерский. В лесах //* … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Барашекъ въ бумажкѣ (иноск.) взятка. Ср. На расходы я тебѣ двѣ двадцатипятирублевенькихъ отпущу. Знаю вѣдь я, все знаю! И тамъ сунуть придется, и въ другомъ мѣстѣ барашка въ бумажкѣ подарить. Салтыковъ. Г да Головлевы. 5. Ср. Возможно ли теперича … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Разг. Устар. Взятка. ФСРЯ, 33; БТС, 103; Мокиенко 1990, 15; Янин 2003, 19; БМС 1998, 42 …

    барашек в бумажке - Взятка … Словарь многих выражений

    В бумажке. Разг. Устар. Взятка. ФСРЯ, 33; БТС, 103; Мокиенко 1990, 15; Янин 2003, 19; БМС 1998, 42. Божий барашек. Арх. Жаворонок. АОС 2, 75. Лесной барашек. Арх. 1. Заяц. СРНГ 16, 374. 2. Бекас. СРНГ 16, 376. Дать (поднести) барашка в бумажке… … Большой словарь русских поговорок

    БАРАШЕК, барашка, муж. 1. уменьш. к баран. || ласк. к ягненок. 2. только ед. Выделанная шкурка молодого барана. Шапка из барашка. 3. только мн. Белые пенистые волны. На озере забегали барашки. || Небольшие перисто кучевые облака. 4. Гайка с двумя … Толковый словарь Ушакова

    БАРАШЕК, шка, муж. 1. см. баран. 2. То же, что ягненок (разг.). 3. Выделанная шкурка молодой овцы. Воротник из барашка. Барашка в бумажке дать (подсунуть, поднести) (прост. шутл.) дать взятку. | прил. барашковый, ая, ое (к 3 знач.). Барашковая… … Толковый словарь Ожегова