«Ни сучка, ни задоринки»: происхождение, смысл выражения и предложения с фразеологизмом. Об истории языка этимология фразеологизмов Значение фразеологизма ни сучка ни задоринки

«Без сучка и задоринки» (или «ни сучка, ни задоринки») говорят люди о безупречно выполненном деле. Сегодня разберем значение, историю, синонимы и примеры употребления фразеологизма.

История

Ясно, что выражение пришло к нам от тех, кто в давние времена занимался деревом. И вот такой мастер, глядя на идеально обработанное дерево, говорит: «Да, красота - без сучка и задоринки». Другими словами, сделано так, что нет никаких неровностей и шероховатостей. Чисто сделано. Ведь каждая доска раньше, до того как попасть в руки мастера, была деревом, поэтому задача умельца - сотворить такое произведение искусства, которое скрыло бы свое происхождение.

Теперь уж мало кто помнит происхождение выражения, но носителям и хорошо знающим русский язык понятен смысл. «Без сучка и задоринки» - это работа, сделанная на совесть, в которой трудно найти изъяны. Вернее, сколько ни ищи, не найдешь.

Русский язык и фразеологизм

Но шероховатости бывают не только на дереве, они всюду. Возьмем, например, текст. Бывают хорошо написанные тексты, бывают плохо. Существуют разные люди и разные стили. Например, Толстой и Булгаков пишут по-разному. Но их текст все равно гладкий, хотя они и не похожи друг на друга. Но только редактор знает, что такое шероховатый текст - запятые расставлены не там, Редактор делает так, что про текст говорят: «Без сучка и задоринки! Замечательная работа редактора». Иногда, конечно, редактор его портит, но не будем рассматривать столь печальные случаи.

Обработанное дерево и вовремя сданный проект

Сейчас очень модно использовать слово «проект». Но «проект» - это нечто невещественное, однако даже к нему можно без зазрения совести применить «без сучка и задоринки». Фразеологизм этот универсален.

Русский национальный характер таков, что люди у нас все делают в последнюю минуту - наследие предков. Наши прародители работали в теплое время года и ничего не делали в холодное, поэтому две черты сформировали русский характер - фантастическая лень и невообразимое трудолюбие.

Но теперь представим, что в русский характер проникла немецкая дотошность и все проекты отныне сдаются вовремя и в идеальном состоянии. Вообразим также, что какому-то начальнику повезло, и он наблюдает такое чудо. Как это прокомментировать? Естественное выражение, которое напрашивается: «Без сучка и задоринки!» Значение фразеологизма раскрыто выше, не будем возвращаться к этому вопросу.

Фразеологический синоним - «комар носа не подточит»

О происхождении выражения говорят разное. Есть теория, что пошло оно от часовых дел мастеров. Если мастер работал на совесть, то все части механизма были настолько друг к другу подогнаны, что даже комар не мог просунуть туда свой нос. Подобные гипотезы связываются и с ткачами. Вещь настолько ладно скроена, что даже комар не найдет там изъяна.

Можно развить эту идею и подумать о природной аналогии, например, такой: комары кусают (или, как говорили в старину, «точат») только незащищенные места. Если человек полностью защитил свое тело, то кровопийце негде разгуляться.

Но можно найти более простые выражения, чтобы заменить устойчивое словосочетание «без сучка без задоринки». Синоним подобрать довольно просто. Это могут быть наречия:

  • Идеально.
  • Совершенно.
  • Шикарно.
  • Роскошно.

Можно сказать, используя прилагательные:

  • Хорошая.
  • Чистая.
  • Добросовестная.

Важно то, что все это оценки работы или вещи.

Сочинение и фразеологизм-синоним

Представьте школьника, который хорошо написал сочинение. Его хвалил учитель, и вот он как на крыльях летит домой. Там его встречает суровый отец и спрашивает:

Ну что, двоечник, как сочинение?
- Папа, все хорошо,
- А конкретнее?
- Оценка «5». Учитель меня очень хвалил.
- Вот это хорошая новость.

В прошлом номере вы читали о том, что такое фразеологизм, а сегодня я расскажу вам о значении
и происхождении некоторых распространенных идиом.
«Ни пуха, ни пера» ; пожелание удачи. Оно звучит перед экзаменом, перед свиданием и т.д. А
изначально «ни пуха, ни пера» желали уходящим на охоту охотникам. Оно основано на боязни спугнуть
удачу, и построено на отрицании.
«Без сучка, без задоринки» ; хорошо выполненная работа. Зародилось это выражение в среде
плотников и столяров. Изначально так говорили о хорошей доске, на которой нет сучков и задоринок,
то есть шероховатостей. А затем уже выражение перешло на качество работы.
«Битый час» ; длительный отрезок времени. Возникло это выражение в России, в середине
пятнадцатого века, когда здесь только появились часы. Битым часом называли период от одного боя
часов до другого.
«Голая правда» ; это выражение появилось благодаря мифу. В Древней Греции существовала
легенда о богине по имени Истина, она носила роскошные одежды, и в этом ей постоянно завидовала
другая богиня, Ложь. И вот однажды Истина купалась в источнике, а Ложь в это время украла всю ее
одежду. С тех пор Ложь прикрыта красивым нарядом, а Истина ходит голой.
«Жив, Курилка!» ; в восемнадцатом веке была распространена игра, которая называлась
«курилка». Заключалась она в следующем: люди садились в круг и передавали друг другу горящую
лучину и приговаривали: «Жив, жив, Курилка, не умер. Ножки тоненьки, душа коротенька».
Проигрывал тот, у кого лучина гасла и начинала куриться.
«Квадратура круга» ; это математическая задача, которая предлагает при помощи линейки и
циркуля построить квадрат, площадь которого будет равна площади заданного круга. В эпоху
античности было найдено несколько приблизительных решений. А в 1882 году было доказано, что
точного решения эта задача не имеет. С тех пор так называют проекты, обреченные на провал.
«Мелкая сошка» ; на севере России словом «соха» называли небольшие общины в несколько
домов. А самые маленькие общины называли мелко сошкой. Со временем так стали называть и
выходцев из этих общин. А уже потом этим выражением начали называть мелких чиновников.
«Ни рыба, ни мясо» ; в восемнадцатом веке зародилось новое религиозное движение,
протестантизм. Протестанты жили бок о бок с католиками и во многом были с ними не согласны, шла
постоянная вражда. Следуя заветам христианства, ели мясо, а другие; рыбу. А тех, кто не
придерживался ни одной из вер, в шутку говорили: «Ни рыба, ни мясо». А сейчас так называют
человека, не имеющего своей выраженной жизненной позиции.
«Потемкинские деревни» ; после завоевания Крыма, императрица Екатерина II захотела посетить
обретенные земли. Губернатором этих земель был Потемкин. После войны эти земли сильно
пострадали, и вместо того, чтобы привести в порядок села, Пот;мкин приказал сделать красивые
декорации и перевозил их по мере продвижения Екатерины, нарядить крестьянами своих людей и
перегонял с места на место одно и то же стадо коров. Было ли так на самом деле; неизвестно. Но на
память об этой легенде нам осталось выражение «Потемкинские деревни», так говорят о масштабных
проектах, которые, по сути, являются обманкой, ширмой.

Задание 3. ФИЗМИНУТКА

Выберите подходящие по смыслу фразеологизмы со словами , имеющими корень со значением числа , и подчеркните их.

По получившемуся тексту проведите физминутку с залом

Для начала встаньте…

(«как вкопанные», «все как один», «когда рак на горе свиснет»)

Повернитесь влево и вправо так, чтобы…

(«душа в пятки ушла», «ни один волос не упал с головы»)

Попробуйте согнуться…

(«в три погибели», «шиворот-навыворот»)

Покажите, как правильно передвигаться

«на своих двоих», чтобы не…

(«сесть в калошу», «заблудиться в трёх соснах», «провалиться сквозь землю»)

При этом идите только…

(«без оглядки», «семимильными шагами»)

Присядьте

(«для отвода глаз», «ни два ни полтора раза»)

Поднимите голову вверх так, будто вы…

(«аршин проглотили», «не лыком шиты», «звезда первой величины»)

Представьте, что после физминутки вы…

(«далеко пойдёте», «на седьмом небе»)

Займите свои места, и продолжайте работать, но…

(«в поте лица», «в сто раз лучше»)

Задание 2.

  1. Прочитайте текст выразительно

Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу, и хоть кровь из носу выполняйте главное правило: выше нос!

Если кто-то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» И он сразу перестанет крутить носом и задирать нос.

Не стоит клевать носом, уткнувшись носом в подушку, и не казать носа на улицу. Действуйте! А если вам кто-то скажет, что у вас нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос любому. Но только так, чтобы комар носа не подточил.

Найдите в тексте фразеологический оборот со значением:

терпеть неудачу; оставаться без того, на что надеялся, рассчитывал, чего добивался ___________________________________

Задание 5.

Используя фразеологический словарь, опишите кто во что одет.

(подберите фразеологизмы к имеющимся элементам одежды)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 .

Напишите шуточное объявление с использованием данных фразеологизмов

Играть на нервах, язык хорошо подвешен, вставлять палки в колеса .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Для справок: врач, портной, учитель, столяр, железнодорожник, кузнец, повар.

Задание 1 .

Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма.

Быть как все девчонки
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я ВОРОНА … .____________________________________________

Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ... . _________________________


ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето –
Нет на даче Интернета

Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ …______________________________________
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ… ____________________________________________

Задание 7

Подберите фразеологизмы, соответствующие каждому чувству, эмоции. Впишите их в таблицу.

Для справок: носить на руках, рвать и метать, быть на седьмом небе, вот те раз, надувать губы

Предварительный просмотр:

Лисихина Наталья Александровна

Мастер-класс

Тема: «Использование фразеологизмов на уроках русского языка».

ИЗВЕСТНО, что о дним из главных показателей образованности человека является его грамотная речь. Она совершенствуется всю жизнь, но особенно продуктивно в школьный период. От развития речи детей зависит успешность обучения по всем предметам.

ПОЭТОМУ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ

Вызвать интерес к звучащему слову

Научить пользоваться им

Подготовить детей к совершенствованию речевого творчества

В РЕШЕНИИ ЭТИХ ЗАДАЧ НАМ ПОМОГАЕТ ФРАЗЕОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, равные по своему значению либо одному слову, либо целому предложению, т.е. фразеологизмы.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ фразеологизмов словарный запас детей станет богаче и разнообразнее, речь - ярче и выразительнее. Ведь «фразеологизмы, как сказал В.Г.Белинский - составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство».

УСВОЕНИЕ фразеологических единиц - длительный процесс, сохраняющий свою актуальность на протяжении всего школьного обучения.

Этапы:

Пропедевтический – знакомство на практическом уровне, без введения терминов (начальные классы)

Систематический – изучение раздела «Фразеология» (5-6 классы)

Аспектный – рассмотрение фразеологии в связи с другими разделами (8-9 классы)

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА «ФРАЗЕОЛОГИЯ» ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ показывает, что их авторы акцентируют, в основном, внимание на целостности значения, образности, оценочности фразеологизмов. Однако способность данных единиц языка отражать духовную и материальную культуру русского народа, в них практически не рассматривается. К тому же, учебники содержат ограниченный набор заданий, которые не могут обеспечить индивидуальный подход.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, задача учителя: выработать такую систему работы, которая будет направлена не только на формирование и расширение фразеологической компетенции школьника, но и на индивидуализацию такой работы. Конечно же, необходимо пополнить банк заданий.

Все задания можно разбить на три блока:

Задания, для пополнения словарного запаса учащихся;

Для развития креативности мышления;

Для ознакомления с достижениями духовной и материальной культуры народа.

РАССМОТРИМ ИХ ПОДРОБНЕЕ.

1. Задания, для пополнения словарного запаса учащихся.

  • Подберите к картинкам подходящие по смыслу фразеологизмы и объясните их значение:

« Плясать под чужую дудку » (действовать не по собственной воле)

« Сесть на шею » (стать чьим-то иждивенцем, отягощать, обременять)

  • «Угадай-ка!»

Учащимся даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо догадаться, о чем идет речь.

1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают

(уши)

2. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги (ветер)

3. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ 1 . Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма.

«Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … .

Быть как все девчонки
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я ВОРОНА … .

Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ... .

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ 2 . Предполагает работу с текстом. Необходимо найти в тексте фразеологический оборот с определенным значением.

После выполнения задания можно дать историческую справку, сообщить о происхождении данных фразеологизмов.

Такой прием можно также использовать на уроках биологии при изучении определенных тем. Например, данный текст, содержащий фразеологизмы только о носе.

2. Задания, для развития креативности мышления учащихся .

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ 3 . Составить физминутку с использованием фразеологизмов. Например, при изучении темы «Числительные» на уроке русского языка задание может звучать так: выберите подходящие по смыслу фразеологизмы со словами, имеющими корень со значением числа.

Такой прием позволяет максимально продуктивно использовать время урока, поскольку даже во время отдыха продолжается работа по теме. Его можно использовать на любом уроке, подобрав подходящие выражения.

Также он помогает снять эмоциональное напряжение, это интересно, весело, нравится детям.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ 4. «Проба пера». Напишите шуточное объявление с использованием фразеологизмов (фразеологизмы записаны на доске). Примерные тексты объявлений: Вставляю палки в колеса; Обучаю игре на нервах; Куплю хорошо подвешенный язык.

3. Задания, для ознакомления с достижениями духовной и материальной культуры русского народа.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ 5. «Кто во что одет». Используя фразеологический словарь, оденьте человека, т.е. подберите фразеологизмы ко всем элементам одежды (частям тела).

Такие задания можно также использовать на уроках технологии при изучении темы «Одежда», «Продукты питания» и т.д.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ 6. «Город мастеров». Это игра. Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма.

1) топорная работа; без сучка, без задоринки; снять стружку. (Столяр)

2) на один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками. (Портной)

3) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (Повар)

Такое задание можно применять на уроках технологии и на мероприятиях профориентационной направленности.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ 7. Следующую игру можно использовать и на уроках обществознания при изучении темы «Эмоции и чувства». Это лото.

Задание. Подобрать фразеологизмы, соответствующие каждому чувству, эмоции.

Систематическое использование заданий с фразеологизмами позволяет:

  • разнообразить урок русского языка;
  • постепенно пополнять словарный запас детей;
  • осуществлять индивидуальный подход;
  • расширять представление школьников о культуре, истории и быте народа;
  • устанавливать межпредметные связи в образовательной деятельности

Этот прием можно использовать в качестве рефлексии на любом уроке.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Т Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Устьперская основная общеобразовательная школа» С Е Р - К Л А М А С С «Изучение фразеологии на уроках русского языка» Лисихина Наталья Александровна учитель русского языка и литературы 1 категории

И Т З В Г Г Е С Т Н О о дним из главных показателей степени образованности человека является его умение грамотно говорить; л юди на протяжении жизни совершенствуют свою речь; с амый продуктивный этап для обогащения словарного запаса –школьный период; о т развития речи детей зависит успешность обучения всем учебным дисциплинам

З Т А Д Г А Ч А в ызвать интерес к звучащему слову; н аучить пользоваться им; п одготовить к совершенствованию речевого творчества

Е Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, равные по своему значению либо одному слову, либо целому предложению – фразеологизмы О Л О З А Р Ф И Г Я

Р Т О Л Ь Е словарный запас детей станет богаче и разнообразней; пользуясь фразеологизмами в письменной и устной речи школьники смогут говорить ярче, выразительней О Л О З А Р Ф И Г И

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство» В.Г. Белинский

А Т К Т Г У А Л Усвоение фразеологических единиц - длительный процесс, сохраняющий свою актуальность на протяжении всего школьного обучения. Этапы: п ропедевтический – знакомство на практическом уровне, без введения терминов (начальные классы); систематический – изучение раздела «Фразеология» (5-6 классы); а спектный – рассмотрение фразеологии в связи с другими разделами (8-9 классы) Ь Н О С Т Ь

У Т Ч Е Г Б Н И а кцентируют внимание на особенностях знаковой природы фразеологизмов и их системных связях (фразеологической синонимии, многозначности, антонимии), однако способность данных единиц языка отражать духовную и материальную культуру народа, практически не рассматривают; с одержат ограниченный набор заданий, которые не обеспечивают индивидуальный подход К И

Н Т А П Г Р А В формирование и расширение фразеологической компетенции школьника; индивидуализация работы Л Е Н И Я

З Т А Д Г А Н И Я для пополнения словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами; д ля развития креативности мышления; для знакомства с духовной и материальной культурой русского народа

З Т А Д Г А Н И Я д ля пополнения словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами

З Т А Д Г А Н И Я плясать под чужую дудку сесть на шею

З Т А Д Г А Н И Я «Угадай-ка!» Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (уши) (ветер) (язык)

З Т А Д Г А Н И Я Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма. Быть как все девчонки С детства не хотела я. Слёз не лью, не крашусь – Я ВОРОНА … .

З Т А Д Г А Н И Я Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма. Ох, копуша наш Тарас – Ждали друга БИТЫЙ... .

З Т А Д Г А Н И Я Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма. ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето – Нет на даче Интернета Делать нечего Илюше – Целый день он БЬЁТ … Не рисует, не читает, Просто ВРЕМЯ…

З Т А Д Г А Н И Я Работа с текстом Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу, и хоть кровь из носу выполняйте правило первое: выше нос! Если кто-то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» И он сразу перестанет крутить носом и задирать нос.

З Т А Д Г А Н И Я «остаться с носом» В допетровской Руси взятка называлось «носом». Взяточничество в ту эпоху процветало, но все-таки находились честные чиновники, которые отказывались принимать «нос». О человеке, который при попытке дать взятку встретился с таковым, говорили, что он «остался с носом».

З Т А Д Г А Н И Я д ля развития креативности мышления учащихся

Для начала встаньте… («как вкопанные», «все как один», «когда рак на горе свиснет») Повернитесь влево и вправо так, чтобы… («душа в пятки ушла», «ни один волос не упал с головы») Попробуйте согнуться… («в три погибели», «шиворот-навыворот») Покажите, как правильно передвигаться «на своих двоих», чтобы не… («сесть в калошу», «заблудиться в трёх соснах», «провалиться сквозь землю») При этом идите только… («без оглядки», «семимильными шагами») Присядьте («для отвода глаз», «ни два ни полтора раза») Поднимите голову вверх так, будто вы… («аршин проглотили», «не лыком шиты», «звезда первой величины») Представьте, что после физминутки вы… («далеко пойдёте», «на седьмом небе») Займите свои места, и продолжайте работать, но… («в поте лица», «в сто раз лучше»)

З Т А Д Г А Н И Я « Проба пера» Напишите шуточное объявление с использованием д анных фразеологизмов. играть на нервах язык хорошо подвешен вставлять палки в колеса

З Т А Д Г А Н И Я д ля знакомства с достижениями духовной и материальной культурой русского народа

З Т А Д Г А Н И Я «Кто во что одет»

З Т А Д Г А Н И Я « Город мастеров» Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма. топорная работа без сучка, без задоринки снять стружку

З Т А Д Г А Н И Я « Город мастеров» Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма. на один покрой трещать по швам шито белыми нитками

З Т А Д Г А Н И Я « Город мастеров» Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма. калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе

З Т А Д Г А Н И Я « Эмоции и чувства » Подобрать фразеологизмы, соответствующие каждому чувству, эмоции. любовь носить на руках гнев рвать и метать счастье быть на седьмом небе удивление вот те раз обида надувать губы

В Т Ы В Г О Д Систематическое использование заданий с фразеологизмами позволяет: разнообразить урок русского языка; п остепенно пополнять словарный запас детей; о существлять индивидуальный подход; расширять представление школьников о культуре, истории и быте народа; у станавливать межпредметные связи в образовательной деятельности

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И не было между нами никого, кто бы смотрел на работу соседа сквозь пальцы.

Предварительный просмотр:

Брюки, брюк. Верхние штаны. (Ходить) руки в брюки - бездельничать, (разг.).

Галстук, -а, м. Повязка из широкой ленты, завязываемая узлом или бантом вокруг воротничка. Заложить (залить) за галстук (за воротник) - выпить спиртного (прост., шутл.).

Епанча, -и, ж. Длинный и широкий старинный плащ (позднее женская накидка). Одного сукна епанча - о похожих людях, предметах.

Жилетка, -и, ж. (разг.). Короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается пиджак, сюртук, фрак, а также женская одежда такого фасона. Плакать / плакаться в э/силетку (кому - н.) - жаловаться на неудачи, стараясь вызвать сочувствие.

Кафтан, -а, м. Старинная мужская долгополая верхняя одежда. Тришкин кафтан (разг., неодобр.) - о частичных и внешних исправлениях, только вредящих делу, а не приносящих пользы.

Карман, -а, м. Вшитая или нашивная деталь в одежде - вместилище для платка и мелких нужных под рукой вещей. Бить по карману - вводить в расход, причинять убыток (разг.).

Мундир, -а, м. Военная или гражданская форменная одежда Картофель в мундире - картофель, сваренный в кожуре.

Подол, -а, м. Нижний край юбки, платья. Подолом вертеть (прост., неодобр.) - о женщине: вести себя с мужчинами развязно, распутно.

Перчатка, -и, ж. Предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев. Бросить перчатку (кому-н.) - вызвать на борьбу, на состязание, на дуэль.

Пояс, -а, м. Лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания на талин. За пояс заткнуть (кого-н.) - превзойти кого-нибудь в чем-либо (разг.).

Рубаха, -и, ж. Одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее белье (женская). В рубашке родился (разг.) - об удачливом, счастливом человеке. Рубаха - парень - открытый, простой в обращении человек.

Рукавица, -и, ж. Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Держать в ежовых рукавицах (кого) (разг.) - обходиться с кем-то сурово, строго.

Рукав, -а, м. Часть одежды, покрывающая руку. (Работать, браться за дело) засучив рукава - усердно, старательно, энергично (делать что-н.).

Ворот, -а, м. На одежде: вырез вокруг шеи. Тянуть за ворот (кого-л.) (прост., экспр.) - принуждать, заставлять кого-л. делать что-л.

Варежка, -и, ж. Мягкая зимняя рукавица. Разевать /разинуть варежку (прост.) - крайне удивиться, изумиться.

Костюм, -а, м. 1. Одежда, платье. 2. Мужское (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка или брюки) верхнее платье. В костюме Адама и Евы - нагишом, безо всякой одежды.

Одежда, -ы, ж. Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Не вылезать из какой-либо одежды - постоянно быть одетым в одно и то же; все время носить одно и то же.

Сорочка, -и, ж. То же, что рубашка (см. выше). Родиться в сорочке (рубашке) - быть удачливым, счастливым.

Фрак, -а, м. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади. (Нужен он мне) как раку фрак, как щуке брюки, как рыбе нижнее белье (шутл.) - об отказе от чего-то как от ненужного.

Штаны, -ов. Одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и каждую ногу в отдельности. Штаны протирать (разг., шутл.) - заниматься канцелярской работой, долго учиться.

Портки, -ов (прост.). То же, что штаны. Без портков остался кто-л.- обеднел.

Метр с кепкой; аршин с шапкой (уст., шутл.); полтора метра с кепкой (шутл.):

Два сапога пара; одного сукна епанча (сходные, имеющие одни и те же качества);

Класть в карман; залезть в карман; запускать руку в карман, набивать карман (прост.) (присваивать чужое);

В кармане вошь на аркане; в кармане ветер гуляет; карманная чахотка (прост.); в кармане свистит (безденежье);

Не по карману; бьет по карману (дорого);

Тупой как валенок; серый как солдатская шинель; лаптем щи хлебает (невежественный);

Держать в ежовых рукавицах; брать в ежовые рукавицы (быть строгим).


О хорошо сделанной вещи говорят: «Ни сучка, ни задоринки!» Что это значит, мы и будем сегодня разбирать.

Происхождение

Нетрудно догадаться, что фразеологизм достался нам от тех людей, которые в старину работали с деревом. Если дерево с любовью обласкано мастером и он вложил в кусок полена много умения и усердия, то на нем не должно быть шероховатостей. Ни сучка, ни задоринки - то есть никаких неровностей на ощупь, ни тем более того, что напоминает о прошлой жизни материала, - рудиментов веток.

Со временем происхождение выражения забылось, а значение осталось. Так бывает достаточно часто.

Модное слово «выпилил» и старый фразеологизм

Сейчас часто от спортивных комментаторов (в частности, футбольных) можно слышать такое предложение: «Какую Месси выпилил передачу». Оно означает, что титулованный аргентинец сделал на партнера по команде очень удобный пас, и тому осталось только поразить ворота.

Удивительным образом модное словечко «выпилил» отсылает слушателей и зрителей к старому фразеологизму. Если продолжать линию, то можно сказать: «Передача Месси была чудо как хороша - ни сучка, ни задоринки!»

Школьное сочинение и рассматриваемое выражение

Переходим к более понятному широкой общественности примеру. О знаменитых писателях говорят, что у них есть стиль. Естественно, пишут они хорошо, гладко. Вообще, когда человек пишет складно, это еще не значит, что у него есть стиль. Авторская манера подбора слов и синтаксиса - это уже другой уровень.

Когда же мы говорим о школьном сочинении, то о стиле говорить рано, а вот о гладкости текста вполне можно. Если учитель проверяет качественное сочинение (без ошибок и содержательное), он вполне может похвалить так: «Ни сучка, ни задоринки! Блестящая работа!» Конечно, мы не забываем о том, что работа заметна лишь на школьном уровне. Станет ли подающий надежды ребенок знаменитым писателем или нет, зависит только от него и его усердия.

Таких примеров можно подобрать массу. Главное - знать смысл выражения. Атлет жмет штангу и технически выполняет все без помарок и ошибок. Когда его хвалит тренер, он говорит: «Ну Сидоров, ну молодец! Занятия прошли не зря - ни сучка, ни задоринки!» И так со всем. В чем бы человек ни преуспел. Не только дерево можно обтесать грубо или выпилить деталь на станке неровно, но и перевод с английского на русский можно сделать «корявый» и «шероховатый». Предложение с фразеологизмом «ни сучка, ни задоринки» может быть замечательным, а может быть и не очень верным и точным. Пусть читатель сам поупражняется в сложении слов, ведь он уже прекрасно знает смысл выражения, рассмотренного нами.

1. Разг. Без осложнений, помех и препятствий. ДП, 426; ЗС 1996, 128. 2. Разг. Никаких изъянов, недостатков. ФСРЯ, 464; БТС, 1293; ЗС 1996, 128; ФМ 2002, 497. 3. Пск. Шутл . О ровной, гладкой поверхности чего-л. ПОС 11, 189.

  • - гладко, не к чему придраться Ср. Один соврет, хоть кулаки суй, другой соврет, иглы не подбить! Ср. Ничего не было заметно ни за кем - ни сучка, ни занозочки. Лесков. Интересные мужчины...
  • - без сучка <и> без задоринки Разг. Неизм. Хорошо, безукоризненно, без затруднений; без всяких препятствий и помех. = Как по маслу...

    Учебный фразеологический словарь

  • - без сучка/ без...
  • - ни сучка/ ни задо/ринки...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ЗАДО́РИНА, -ы, ж. Шероховатость на гладкой поверхности...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - без сучк"а без зад"...

    Русский орфографический словарь

  • - без всяких недостатков Тут ни сучка, ни задоринки, все гладко. Ср. Похлопотав о снятии лежавшего на имении запрещения... оно сделалось уже совершенно чистым и свободным, т.е. было, как говорят, ... Н. Макаров...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Безъ сучка и задоринки безъ всякихъ недостатковъ. Тутъ ни сучка, ни задоринки, все гладко. Ср. Похлопотавъ о снятіи лежавшаго на имѣніи запрещенія.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Разг. Экспрес. Без каких-либо помех, без затруднений. - Я всё восхищаюсь, как вы быстро снарядили и отправили отряд, товарищ Извеков. . Талант организатора...
  • - Разг. Экспресс. Без каких-либо изъянов, недостатков. Она думала, что жизнь её в замужестве будет хорошая, что в ней она не встретит ни сучка ни задоринки...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Разг. То же, что ни сучка ни задоринки 1. ФСРЯ, 464; БТС, 1293; БТС, 320; ШЗФ 2001, 18; ФМ 2002, 496...
  • - 1. Разг. Без осложнений, помех и препятствий. ДП, 426; ЗС 1996, 128. 2. Разг. Никаких изъянов, недостатков. ФСРЯ, 464; БТС, 1293; ЗС 1996, 128; ФМ 2002, 497. 3. Пск. Шутл. О ровной, гладкой поверхности чего-л. ПОС 11, 189...

    Большой словарь русских поговорок

  • - как по маслу, гладко, без затруднений, как...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 11 без затруднений без помех без сложностей безупречно беспрепятственно гладко идеально как по маслу как по-писаному ни сучка, ни задоринки ...

    Словарь синонимов

"Ни сучка ни задоринки" в книгах

Задоринки

Из книги автора

Задоринки Экономика должна быть экономной!Раньше, когда я ещё работал, а не был писателем, существовало такое понятие: побочное производство. Например, завод, выпускающий корпусы для ракет, побочно из ракетных отходов производит кастрюли, кашпо… Меховая фабрика –

17 Черная сучка, белая сучка

Из книги Баронесса. В поисках Ники, мятежницы из рода Ротшильдов автора Ротшильд Ханна

17 Черная сучка, белая сучка Париж как нельзя лучше подходил для первого свидания Ники и Монка. Отчасти город утратил свой довоенный шик, но Париж по-прежнему оставался столицей моды и вкуса. В 1954 году Шанель вновь открыла свой модный Дом и одевала женщин в короткие

Эта продавщица – просто сучка, потому что:

Из книги автора

Эта продавщица – просто сучка, потому что: Когда ее просят дать 46-й размер одежды, отвечает: «Ах, к сожалению, нет. Большие размеры раскупаются так быстро». «Каждый раз одно и то же» – ворчит она, стаскивая с тебя застрявшие джинсы. Когда она говорит тебе.