Что обозначает выражение мамай прошел. Выражение как мамай прошел что оно означает. «Прошёл, прошёл, осыпался Новый год…»

17. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница.

«МАМАЙ ПРОШЁЛ,
А МЫ И НЕ ЗАМЕТИЛИ»

Уникальное трансэпохальное сравнение генофонда насе-ления провели под эгидой АН РТ в лаборатории молекулярно-генетического анализа КГУ. Несколько лет Казанские биологи набирали материал для анализа - костные останки из древних захоронений на территории Татарстана, а также образцы крови сегодняшних жителей республики.

Из сотни имеющихся образцов костей из Танкеевского, Старо-Куйбышевского, Усть-Иерусалимского могильников уста-новлено, что все "носители" костей были европеоидами.
В XII-XV веках на территории современного Татарстана проживали исключительно европеоиды.
– А что показал анализ ДНК ныне живущих татарстанцев?

Признаться, мы были удивлены, когда изучили митохон-дриальные ДНК 200 татар и 200 русских из Казани, Азнакаева, Буинска, Высокой Горы и обнаружили монголоидные гаплогруп-пы всего лишь у двоих - одного русского и одного татарина, - рассказывает аспирант кафедры биохимии Ольга Кравцова. - Мы ожидали, что процент монголоидности будет выше, ведь пе-риод монгольских завоеваний длился достаточно долго.

Но оказалось, что и после того, как "Мамай прошёл", боль-шинство жителей Татарстана остались европеоидами. И с гене-тической точки зрения можно утверждать, что мы являемся прямыми потомками тех европеоидов, которые жили на терри-тории Татарстана сотни лет назад.

Что ж, теперь уже на молекулярном уровне доказано, что татары, проживающие в Татарстане, равно как и русские, имеют крайне мало общего с монголами. Генетики утверждают, что монголоиды нам точно не родня.
Ольга МАЧНЕВА.
Газета «Вечерняя Казань» от 28. 01. 2005 года. *

КАК МАМАЙ ПРОШЁЛ…

Моя мать часто говорила это выражение. В школе она училась мало – не было обуви и одежды. Следовательно, свои знания она черпала у родителей и окружавших её людей. По-скольку это выражение очень крепко сидело в её мозгах, то можно сделать вывод о том, что не хан Батый, а именно Мамай оставил такой мощный разрушительный след на Руси, что это не только запомнили, но и ощутили всей кожей наши предки и пе-редали свой ужас от Мамаева разорения на генном уровне по-следующим поколениям.

Если хан Батый, покорявший русские крепости, уводив-ший людей в полон, считался вполне адекватным и не оставил о себе каких-то особых примет, и даже больше – в глазах потом-ков стал Батей – любимым словом подрастающего поколения и солдат, которые так величают хороших командиров, то Мамай, несмотря на своё родство с родным словом «мама», и до сих пор вызывает к себе мерзкое отвращение. Что же было такого преступного в действиях Мамая, через какую такую грань он переступил, что это навсегда сделало его «уродом»?!

Кстати, русские часто пугают детей словом Бабай, что у татар означает Дедушка. «Вот придёт Бабай и заберёт тебя с собой!» Но данное «пугало» не совсем страшное, это как Бабя Яга – ворчливая, вечно недовольная, но, в конце концов, даже по-могающая гостю преодолевать какие-то преграды.

Может быть, хана Батыя просто забыли люди, поскольку совершал он свои нападения в 13 веке, а Мамай – в 14?! Но что такое всего-то один век в памяти жителей! Да почти ничего… А может быть, хан Батый, пройдя по Северо-Восточной Руси и по югу Киевской Руси просто на оставил о себе никаких воспо-минаний, поскольку он не затронул территорию Верхней Оки?!

А оборона города Козельска, находившегося в нынешней Калужской области?! Разве она не оставила о себе ярких вос-поминаний?!

Наверное, военные действия в то время уже не пугали людей. Привыкли к ним. Хан Батый взял Рязань штурмом, спа-лил её дотла. Но то же самое, за несколько лет до Батыя, сделали и русские князья – также взяли Рязань штурмом и также её спалили… Поэтому никто и не пришёл на помощь Рязанским князьям, поскольку, если и не всех, то многих русских князей тогда обуяла страсть наживы, феодального обогащения за счёт других. И всё это делалось на фоне православных храмов и ре-лигиозных заповедей: не укради, не убий, не прелюбодействуй.

Однако и русские князья, молясь Богу, не считали зазор-ным убивать друг друга, отнимать чужих жён. Поэтому и не уди-вительно, что и хан Батый возжелал обладать женой Рязанского князя и жёнами его приближённых. На что от князя Рязани по-следовал ответ: «Когда нас не будет, можешь взять всё!»

Из истории мы знаем, что Брянские князья воевали со Смоленскими, Рязанские и Тверские – с Московскими, другие – с третьими, третьи – с четвёртыми. Одним словом, шла граж-данская война, причём не одно столетие. Если бы не было хана Батыя, что могло бы быть?! Скорее всего, русские земли вошли бы в состав Великого княжества Литовского. Да, какая-то часть, от Днепра до Буга, вошла, но не все. В истории нет сослагатель-ного наклонения: если бы, да кабы…

Появился хан Батый и всех русских князей и не русских построил в одну шеренгу: «Стройся! Слушай мою команду! От-ныне я здесь хозяин и вы будете выполнять то, что я вам при-кажу!» Простому народу, говорившему русским князьям, отни-мавшим у них последние пожитки, поскольку они принадлежали не их князю, «будет и нашей улице праздник», это понравилось. Ему, простому люду, всё равно, кто над ним хозяин – потомок викингов или монголов…

Главное, чтобы – справедливо и был достаток в доме.
… Обманом взяв город Киев, всеядные Рюрики-орёлики стали рулить туда, где можно было больше поживиться. И, прежде всего, захватывать лесные волости, где было, на их взгляд, скоплено большое богатство.

Всеядность хазар искоренил Рюрик, а беспредел рюрико-вичей остановил хан Батый. Потому русский народ на какое-то время вздохнул спокойно. Вспомним 40 лет тишины после Ба-тыева набега. Конечно же, народ воздал должное внуку Чингиз-хана. Когда же в Золотой Орде пошёл «раздрай», то и появился Мамай – «новый» татарско-половецкий «нелигитивный вождь», купленный генуэзскими купцами, состоящими в основном из евреев. Мамай прошёл – значит «полный беспорядок».

Выражение связано с именем татарского хана Мамая (1335-1381), правившего Золотой ордой с 60-х гг. XIV века и со-вершавшего опустошительные набеги на Русь. В 1380 его вой-ска были разгромлены Дмитрием Донским в Куликовской бит-ве. Упоминание в литературе: Островский А.Н. "Горячее сердце". http://dslov.narod.ru/fslov/164.htm

Как Мамай прошёл – полнейший беспорядок, опустошение, разгром. Выражение связано с именем татарского хана Мамая, совешавшего опустошительные набеги на Русь вплоть до 1380 года, когда его войска были разгромлены дружиной Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Мамай бежал в Крым, где и умер. О нашествии Мамая на Русь рассказывает-ся в древних русских летописях, а также в древнерусской повес-ти "Задонщина" и "Сказании о Мамаевом побоище"
HTTP://WWW.GRAMMA.RU/RUS/?ID=7.18&PAGE=1&WRD=&BUKV=

В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку Московским войском, в 1377 на р.Пьяна разгромил не успевшее изгото-виться к битве Московско-Суздальское войско, разорил Нижего-родское и Рязанское княжества. В 1378 году Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но войско Бегича потерпело сокрушительное поражение на р.Вожа. Рязанское княжество сразу же вновь было разорено Мамаем, но в 1378-1380 годах Мамай потерял свои позиции и на нижней Волге в пользу Тохтамыша. http://www.aliveinternet.ru/post163590568

Как Мамай прошёл: беспорядок, всё вверх дном, всё вверх ногами. В Интернете пользователь предположил, что, может, речь идёт не о конкретном Мамае, а просто употребляется татарское имя? Как, например, «бабаем» (татарское "дедушка") детей пугают. Ему в ответ: «Думаете, наши предки были настоль-ко глупы, что не могли отличить бабая от мамая?»
Что касается названия «Мамаев курган», то оно известно издавна. Вероятней всего, не имеет никакого отношения к пол-ководцу Мамаю. По мнению сотрудников музея, название идёт от тюркского слова, обозначающего «бугор, возвышенность».

Тем не менее, многие считают, что в городе существова-ла застава хана Мамая, и курган носит именно его имя.

Ещё один пользователь Интернета сообщил, что его дере-венские предки говорили чаще "как Мамай воевал" и означало это не "полный погром и разорение", а "крайняя степень бес-порядка", например, смятая постель.

Любопытно, что о Мамае знают не только русские. Так, в районе горы Мамай в Бурятии прошли традиционные гонки на снегоходах. Покорить природу и погоду приехали около 30 смельчаков. Об одной проблеме с «Мамаем и Батыем» расска-зывается в работе «Личные имена мамлюков», автор Назир Мустафирович Будаев. Источник http://buday.narod.ru//

Проблема в том, что имена Мамай и Батый не отвечают их высочайшему социальному статусу. «Тюрки, пишет Л.Гумилёв, не носили одного и того же имени от рождения до смерти. Имя тюрка ВСЕГДА указывало на его положение в обществе. Мальчиком он имел кличку, юношей – чин, мужем – титул, а если он был хан, то титул менялся согласно иерархической системе». ВОПРОС: почему Мамай и Батый носят «детские» име-на? Где их титулы? Где их социальный статус? Где эпитеты, достойные могучих мужей?

Предвижу возражение, мол, мамлюки и татаро-монголы – не одно и то же. Однако, тюркские имена, как и сами тюркские языки, очень консервативны и устойчивы. По сей день на всех тюркских территориях они встречаются в аб-солютно неизменной форме. МОЯ ВЕРСИЯ: эти имена присвои-ли Мамаю и Батыю не их современники и не знатоки языка и традиций татар, а некое лицо, отвечающее за правильное отра-жение прошлого в древних русских летописях.
http://www.chronologia.org/dcforum/DCForumID2/12844.html

Некоторые пользователи Интернета, те, для кого важно лишний раз побольнее «ущипнуть москалей», с ехидцей пишут:

«Возьмем хотя бы «хрестоматийную» Куликовскую битву, в которой «защищающиеся» Московско-Казанские войска «почему-то» оказались на «каноничной» территории Золотой Орды, возглавляемой великим украинцем ханом Мамаем. Вас, кстати, не удивляет, почему имя легендарного Украинского Казака Ма-мая, который издавна ходит по белу свету, борется за правду и помогает людям в беде, совпадает с именем выдающегося пол-ководца Золотой Орды хана Мамая?

Как свидетельствуют предания украинского народа, образ казака Мамая – это собирательный образ казака и украинца в одном лице во времена Казацкой Украинской Державы. Его изображения украинцы издавна помещали в своих хатах рядом с иконами; с его именем связано понятие «мамаюваты» – пу-тешествовать, вести казацкий способ жизни, а «ходить на ма-мая» означало – кочевать, идти, куда глаза глядят…».

Нас учили тому, что хан Мамай – монголо-татар, а тут вдруг «великий украинец»?! Может быть, выражение, «как Мамай прошёл» и говорит об измене родственного по рождению человека, грабившего своих, хуже, чем не родной хан Батый?!

Впрочем, тот, кто написал, что Мамай – «великий украинец», смешал Божий дар с яичницей. Благородный казак Мамай – это одно, а марионетка хан Мамай – это другое…

Как (будто) мамай прошёл Разг. Экспрес. Полнейший беспорядок, развал; страшное опустошение где-либо. [Антоновна: ] Как Мамай прошёл по дому… нате-ка, поглядите. Разбросано всё, растворено… Уйти нельзя (М. Горький. Дети солнца). - От исторического события - опустошительного нашествия на Русь (в XIV в.) татар под предводительством хана Мамая. Лит.: Михельсон М. И. Русская мысль и речь… СПб., 1912. - Т. 1. - С. 533; Т. 2. - С. 270.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Как (будто) мамай прошёл" в других словарях:

    КАК БУДТО МАМАЙ ПРОШЁЛ

    КАК МАМАЙ ПРОШЁЛ - по чему, где Полнейший беспорядок; разруха, опустошение. Имеется в виду, что в каком л. месте в доме, стране, районе и др. или в какой л. области человеческой деятельности в экономике, государственном строительстве, науке и др. (L) произведены… … Фразеологический словарь русского языка

    СЛОВНО МАМАЙ ПРОШЁЛ - по чему, где Полнейший беспорядок; разруха, опустошение. Имеется в виду, что в каком л. месте в доме, стране, районе и др. или в какой л. области человеческой деятельности в экономике, государственном строительстве, науке и др. (L) произведены… … Фразеологический словарь русского языка

    Демьян Коротченко - Демьян Сергеевич Коротченко Дем’ян Сергійович Коротченко … Википедия

    Демьян Сергеевич Коротченко - Дем’ян Сергійович Коротченко … Википедия

Когда в народе появилось выражение "Как Мамай прошёл", что оно обозначает??? и получил лучший ответ

Ответ от Naumenko[гуру]
Значение - полный беспорядок.

Куликовская битва еще называется МАмаевым побоищем.

Ответ от Дмитрий 888 [новичек]
после набегов татар-монгол


Ответ от Денис Ташлыков [новичек]
я незнаю


Ответ от Виктор прокопенко [новичек]
после набега мамая


Ответ от Ўлия Македонская [новичек]
Когда не знаю, обозначает: как то по народу прошел мамай и все разорил, вот и получилось такое
выражение


Ответ от Гульнара Самигуллина [активный]
1335 - 1381 г.
После набега Мамая.


Ответ от Жихарева Тамара [новичек]
Честно говоря мне нравиться этот вопрос, а вот ответ. Это выражение пришло к нам когда была битва на куликовском поле (1335 - 1381). Оно обозначает беспорядок (в доме, в квартире, в комнате).


Ответ от саша головкин [новичек]
Значение - полный беспорядок.
Выражение связано с именем татарского хана Мамая (1335 - 1381), правившего Золотой ордой с 60-х гг. XIV века и совершавшего опустошительные набеги на Русь. В 1380 его войска были разгромлены Дмитрием Донским в Куликовской битве.
Куликовская битва еще называется МАмаевым побоищем.


Ответ от Павел тутаров [новичек]
После убийства Бердибека ханом Кульпой в 1359 году Мамай объявил тому войну. В Орде началась так называемая «Великая замятня». Поскольку беклярбек не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в августе 1361 года Мамай провозгласил ханом Белой Орды своего ставленника Абдуллаха из рода Батуидов. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде воспротивились этому. В период с 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть.
Временами, в период «Великой замятни» (1363, 1367-1368, 1372-1373), Мамаю удавалось овладевать столицей Сараем на левом берегу Волги. Ставка беклярбека находилась в становище особо преданного ему тумена в городе Замык в низовьях Днепра (в устье реки Конки на месте современного Каховского водохранилища) . Не находя поддержки среди восточных ханств, во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами - Генуей, Великим княжеством Литовским, Венецией и рядом других.
В июне 1370 году умер хан Абдуллах. Современники предполагали, что его убил Мамай. Впрочем, убедительных доказательств этому не обнаружено. Новым ханом был провозглашён восьмилетний Мухаммед Булак (Бюлек, по русским летописям также Магомет-Султан) из рода Батуидов, который оставался ханом самопровозглашённой Мамаевой Орды вплоть до 1380 года и погиб в Куликовской битве.

Разг. Экспрес. Полнейший беспорядок, развал; страшное опустошение где-либо. [Антоновна: ] Как Мамай прошёл по дому… нате-ка, поглядите. Разбросано всё, растворено… Уйти нельзя (М. Горький. Дети солнца). - От исторического события - опустошительного нашествия на Русь (в XIV в.) татар под предводительством хана Мамая. Лит.: Михельсон М. И. Русская мысль и речь… СПб., 1912. - Т. 1. - С. 533; Т. 2. - С. 270.

  • - татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Разорил Рязанское и Нижегородское княжества...

    Русская энциклопедия

  • - тат. темник, фактич. правитель Золотой Орды. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского...

    Словарь полководцев

  • - татарский военачальник, потерпевший поражение от рус. войск в Куликовской битве 1380 г.; см. тж ОМАМАЕН) В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою, - Разве знала Ты? АБ908 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - тат. темник, при хане Бердибеке. Будучи женат на дочери Бердибека, стал фактич. правителем в Золотой Орде. Не являясь чингисидом, он правил через подставных ханов...

    Советская историческая энциклопедия

  • - темник Золотой Орды, захвативший после убийства хана Кидыря, в 1361 г., власть в Орде и державший ее в своих руках до 1380 г., при 13 эфемерных ханах...

    Биографический словарь

  • - татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько ханов, во всем его слушавшихся: Абдул, Магомет-Султан, Тюлюбек и др., после чего он сам себя...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Мама́й татарский темник при хане Бердибеке. Будучи женат на его дочери, М. стал фактическим правителем в Золотой Орде. Стремясь возродить её могущество, М. предпринял ряд походов в русские земли...

    Большая Советская энциклопедия

  • - татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в битвах на р. Вожа и на Дону...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Мама́й имя тат. военачальника и хана, побежденного Дмитрием Донским в 1380 г. Отсюда выражение: У вас э̀тта Мама́й воева́л – о большом беспорядке, олонецк. , колымск. ...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - по чему, где Полнейший беспорядок; разруха, опустошение...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Мамай воевал где. Прост. Неодобр. О беспорядке, хаосе где-л. Глухов 1988, 84; Мокиенко 1989, 150; ЗС 1996, 140; СФС, 103; ФСС, 109...
  • - где. Прост. Неодобр. О беспорядке, хаосе где-л. Глухов 1988, 84; Мокиенко 1989, 150; ЗС 1996, 140; СФС, 103; ФСС, 109...

    Большой словарь русских поговорок

  • - беспорядок, все вверх тормашками, как мамай воевал, все вверх ногами, все вверх...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 8 бардак бедлам беспорядок мамаево побоище мамай прошёл погром разгром хаос...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 мамай прошел...

    Словарь синонимов

"Как (будто) мамай прошёл" в книгах

ВЕК-МАМАЙ

Из книги Игорь Тальков. Стихи и песни автора Талькова Татьяна

ВЕК-МАМАЙ 20-й век, как хан Мамай, Пронесся над землею, Но больше всех досталось нам От этого разбоя. На мир, где правит капитал, Он тоже покушался, Но, получивши по зубам, Затих и сразу сдался. «Там - ад, тут - рай, Там - ад, тут - рай», - Внушали нам. Где ад, где рай, Где ад, где

МАМАЙ (? -1380)

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

МАМАЙ (? -1380) Татарский темник, фактический правитель Золотой Орды. Организовал походы врусские земли. Потерпел поражение от московского князяДмитрия Донского в битвах нареке Вожа в 1378 году и на Куликовом поле в 1380 году. Потеряв власть, бежал в Крым. Убит в Кафе.Сложность

«Прошёл, прошёл, осыпался Новый год…»

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

«Прошёл, прошёл, осыпался Новый год…» Прошёл, прошёл, ???????Осыпался Новый год: Все куклы с ёлки???????Попадали вниз лицом… Блестящий шарик, ???????Как перезрелый плод, Свалился с ветки - ???????Смирился с таким концом. Морозной ночью, Стыдливо, крадясь, как вор, Уносишь ёлку

1.6. Казак Мамай

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

1.6. Казак Мамай На юге России и на Украине ситуация с гусельной традицией неоднозначная. С одной стороны, мы знаем из былин «киевского цикла», что в Киеве у князя Владимира на пиру постоянно играют гусляры. Его лучшие богатыри также известны как превосходные

Cакен Аймурзаев «Я прошел всю дедовщину, я все прошел»

Из книги Эхо Москвы. Непридуманная история автора Рябцева Леся

Cакен Аймурзаев «Я прошел всю дедовщину, я все прошел» АЙМУРЗАЕВ 21 марта 2008 г. В апреле 2006 года я увидел объявление на сайте: был такой баннер – «Вакансия корреспондента на «Эхо Москвы». Нужны были мужские голоса. Я «кликнул» на этот баннер, и открылось задание. Нужно было

Хан Мамай

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Хан Мамай Дмитрий Донской победил Мамая - Мама-я - Я-Мама. А где мы живём? На земле, у Великой Матери. Земной мир - это мир материи, мир плоти Великой Матери. И сознание наше земное в детстве тоже формирует мама (этот вопрос я подробно рассматривал в книге «Вращение Силы»).

194. Мамай и Тохтамыш

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

194. Мамай и Тохтамыш В том, что Мамай был храбрым полководцем, способным администратором и искусным политиком, никаких сомнений нет. С Тохтамышем сложнее. Можно рассматривать его как последнего паладина степной культуры, а можно считать его жалким эпигоном, ничтожным

Узурпатор Мамай

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора

Мамай и Тохтамыш

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Мамай и Тохтамыш Правление Бердибека было недолгим (1357-1359). После него для Кипчакии наступили смутные времена, так как в борьбу за престол вступили многие джучииды. Фактически власть перешла в руки нового вершителя судеб, энергичного Мамая или Мамака, который с 1361 по 1380 гг.

Узурпатор Мамай

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Узурпатор Мамай В годы противостояния «императора Тарталии» Тохтамыша и «великого синьора Могальского» Тимура на Руси разыгралась одна из самых знаменитых битв XIV века, Куликовская битва, или Мамаево побоище (1380 год).Мамай был темником, то есть одним из полководцев

Узурпатор Мамай

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Узурпатор Мамай В годы противостояния «императора Тарталии» Тохтамыша и «великого синьора Могальского» Тимура на Руси разыгралась одна из самых знаменитых битв XIV века, Куликовская битва, или Мамаево побоище (1380 год).Мамай был темником, то есть одним из полководцев

«Словно мамай прошел…»

Из книги автора

«Словно мамай прошел…»

Из книги автора

«Словно мамай прошел…» Но прежде чем переходить к описанию карательных походов Ивана Грозного по собственной стране, обратим внимание вот на что.Как известно, на Руси о последствиях сильного разорения принято говорить: «Словно Мамай прошел» И никто не задумывается над,

15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто галка поднимается на того, кто не дерево!

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто галка поднимается на того, кто не дерево! Ассур - есть только слепое орудие в руках Божиих.Восстает... правильнее было бы

Мамай

Из книги Янычары [Меч ислама] автора Сергеев Василий Иванович

Мамай Джанибек, как прежде Узбек, ведет в союзе с Византией войну с венецианскими и генуэзскими колониями. В Тане и генуэзская, и венецианская фактории были захвачены татарами еще до чумы, в самом начале войны, в 1343 году. На следующий год он отдал приказ о взятии Кафы. Но